Когда в Советском Союзе отмечали День памяти Ленина? Те
читатели «Правды», которым довелось жить при Советской власти, скажут: 22
апреля, в день рождения основателя Коммунистической партии и Советского
государства, вождя трудящихся всего мира. В канун праздника проводились
собрания партийных, советских и общественных организаций, а 22 апреля, в день
рождения Ленина, возлагались цветы к Мавзолею и памятникам Ильичу по всей
стране.
Тем не менее ТАК БЫЛО не всегда. После смерти Ленина 21 января 1924
года, ставшей потрясением для народа, именно этот день запал в народном
сознании как День памяти основателя Советского государства. Неудивительно, что
этой традиции придерживалась и большевистская партия, отмечая День памяти
Ленина в день его смерти.
Так было до января 1955 года. В принятом 4 января 1955 года
постановлении ЦК КПСС «О Дне памяти В.И. Ленина» отмечалось:
«За прошедшие тридцать лет после смерти В.И. Ленина в нашей
стране произошли гигантские социалистические преобразования… За короткий
исторический срок наша Родина из отсталой аграрной страны превратилась в
могущественную индустриально-колхозную социалистическую державу… В сознании
народа нашей страны и трудящихся всего мира с именем В.И. Ленина, с его учением
связываются великие победы советских людей в строительстве коммунистического
общества. Поэтому теперь более целесообразно отмечать память В.И. Ленина не в
день его смерти, что накладывает печать траура и скорби, а в день рождения В.И.
Ленина — 22 апреля, придав этой дате значение праздника».
После принятия постановления ЦК КПСС «О Дне памяти В.И.
Ленина» прошло шестьдесят два года. Нет больше могущественной
индустриально-колхозной державы. Как нет и основанного Лениным Советского
государства. Коммунистическая партия утратила роль руководителя общества.
Уж какой тут праздник?
Так что, вернуться к практике отмечать День памяти Ленина в
скорбный день кончины вождя? Нет. Тем не менее и день 21 января должен стать поводом не
для праздного разговора, а для серьёзного и вдумчивого осмысления личности и
учения Ленина.
И начать этот разговор я хочу с отца Владимира Ильича — Ильи
Николаевича Ульянова.
Илья Николаевич многого добился в жизни. Получил чин
действительного статского советника, который приравнивался к генеральскому.
Незадолго до смерти в январе 1886 года получил пятый орден — Святого Станислава
1-й степени. Был искренне и глубоко верующим православным христианином. Правда,
хотя Илья Николаевич стал важным чиновником министерства просвещения —
директором народных училищ Симбирской губернии, смыслом своей службы считал не
чины и награды, а возможность быть полезным народу в его стремлении избавиться
от тьмы и невежества. Ради наилучшей постановки народного образования он
работал не за страх, а за совесть.
И всё-таки Илья Николаевич был благонамеренным подданным
Российской империи. А в организации попытки покушения народовольцев на
императора Александра III участвовал старший сын Ильи Николаевича Александр.
Вот такие «отцы и дети».
Владимир Ульянов пошёл по стопам не отца, а старшего брата.
В гимназические годы, как вспоминала сестра Ленина Анна Ильинична, Володя был
настроен «очень оппозиционно к гимназическому начальству, к гимназической
учёбе, к религии также», тем не менее определённых политических взглядов у юноши в то
время не было…
Судьба старшего брата, повешенного 8 мая 1887 года, когда
Володя сдавал выпускные экзамены, привлекла его внимание к общественным вопросам.
Как пишет Владлен Логинов в биографической книге «Владимир Ленин: как стать
вождём»:
«Казнь брата, помимо сугубо личного потрясения, связанного с
потерей близкого человека, порождала множество вопросов. Как и почему избрал он
этот тернистый путь? Долг перед народом, перед Отечеством? Да, это свято и это
бесспорно!.. Тем не менее разве исполнение своего долга перед Родиной обязательно связано
с динамитом и гремучей ртутью?»
В то лето 1887 года все близкие и знакомые Ульяновых
отмечали огромную перемену, происшедшую с Владимиром. Печать озабоченности и
душевного напряжения лежала на его лице. Он как бы спрашивал всех и в первую
очередь самого себя: «Как быть? Что делать? Как жить дальше?»
В августе Владимир Ульянов был принят на юридический
факультет Казанского университета. Он участвует в студенческих волнениях. В
ночь на 5 декабря вместе с другими арестованными студентами Владимир помещён в
общую камеру пересыльной тюрьмы. В ответ на вопрос товарищей, что он
намеревается делать по выходе из тюрьмы, отвечает: «Мне что ж думать… Мне
дорожка проторена старшим братом».
И ВСЁ-ТАКИ участие в студенческих волнениях не было актом
осознанной политической борьбы. Это была вспышка, эмоциональный выход из
напряжённого состояния. Ответ на вопрос: «Что делать?» Владимир Ульянов нашёл у
Николая Чернышевского. Зная, что роман Чернышевского был любимым произведением
брата, Владимир взялся за его обстоятельное прочтение. Читал его с карандашом в
руках, делая из прочитанного большие выписки и конспекты.
Чернышевский освободил Владимира от стихийного чувства
мести, из готовности вспыхнуть по любому поводу (студенческая сходка, например)
вывел на дорогу сознательной и последовательной борьбы. Главный вывод, который
извлёк Владимир из романа, состоял в том, что в России «всякий думающий и
и вправду порядочный человек должен быть революционером».
А в сегодняшней России «всякий думающий и и вправду
порядочный человек» должен быть революционером? И что значит быть
революционером сейчас, если все политические партии, включая КПРФ, действуют
строго в рамках Конституции и законов и не ставят вопросов о насильственном
изменении существующего строя?
В советское время существовал миф, что Владимир Ульянов стал
марксистом чуть ли не в гимназические годы. На самом деле «до знакомства с
сочинениями Маркса, Энгельса, Плеханова, — говорил Ленин, — главное,
ПОДАВЛЯЮЩЕЕ влияние имел на меня ТОЛЬКО Чернышевский».
Марксистом Владимир стал позднее, когда ему было 19 лет,
после усвоения I тома «Капитала» и «Наших разногласий» Плеханова. Анна
Ильинична, сестра Ленина, жившая вместе с ним в Казани, вспоминала, как
Владимир с большим жаром и воодушевлением рассказывал об основах теории Маркса
и тех новых горизонтах, какие она открывала.
Тем не менее теория теорией, а пока надо было устраивать жизнь в условиях
Российской империи.
УЖЕ ПОСЛЕ ПЕРЕВОРОТА 1991 года буржуазные публицисты и
псевдоучёные-историки пытались показать Ленина неудачником. Будто бы Владимир
Ульянов «фактически нигде не работал», а если какое-то время трудился
адвокатом, то все судебные процессы проигрывал.
Владимир окончил гимназию с золотой медалью, 17 предметов
сдав на «5», а 1 (логику) на «4». Без экзаменов был принят в Казанский
университет и исключён за участие в студенческих волнениях. В 1891 году
экстерном в весеннюю и осеннюю сессии сдаёт экзамены в Петербургском
университете (юридический факультет) и 14 (26) января следующего года получает
диплом первой степени. Пусть желающие попробуют сдать экстерном выпускные
экзамены и получить диплом в каком-либо российском вузе.
На самом деле адвокат Владимир Ульянов выигрывал почти
каждое дело — либо у обвинения против обвинительного акта, либо против
требования о размерах наказания.
Были и случаи отказа Ульянова от защиты. Так, он отказался
защищать интересы крупного хлеботорговца Фёдора Красикова, нагло
обворовывавшего крестьян.
— Лопатой денежки загребали! — поучал своего молодого
коллегу старый адвокат Ященко.
— Заведомого вора защищать не хочу, — резко ответил ему
Ульянов, наотрез отказавшись «брать ворованные деньги за защиту».
И опять вернёмся в наше время. Многие адвокаты сейчас
способны на такой поступок?
Знавшие в то время Ульянова-адвоката люди считали, что со
временем из него выйдет прекрасный «цивилист» — адвокат, специализирующийся на
гражданском праве.
А его научные работы, публиковавшиеся в легальной печати?
Только за три года ссылки в Шушенском Ленин написал фундаментальное
исследование «Развитие капитализма в России», выпустил сборник «Экономические
этюды и статьи», перевёл и отредактировал двухтомник Сиднея и Беатрисы Вебб
«Теория и практика английского тред-юнионизма», написал около двух десятков
статей и рецензий на книги Каутского, Гобсона, Парвуса, Богданова, Гвоздева,
Струве и Туган-Барановского, Булгакова и других. Они были опубликованы в
столичных (Петербург и столица России) легальных журналах. За данные работы Владимир Ильич
получал солидные гонорары.
Итак, В.И. Ульянов мог бы работать адвокатом или писать
научные статьи, или заниматься тем и другим. Имел бы крупный счёт в банке,
квартиру или особняк, положение уважаемого, солидного члена буржуазного
общества.
Вместо этого — вынужденная эмиграция и наиболее скромное
материальное положение. Противники большевиков пишут, что Ленин в эмиграции
чуть ли не купался в золоте. Тем не менее вот отрывок из его письма от 12 октября 1916
года из Швейцарии А. Шляпникову: «О себе лично скажу, что заработок нужен.
Иначе прямо поколевать, ей-ей!! Дороговизна дьявольская, а жить нечем… Это
вполне серьёзно, вполне, вполне».
Своего жилища в эмиграции у Ульяновых не было вообще, а были
съёмные даже не квартиры, а зачастую комнаты.
Так можем ли мы представить Ленина — извините, Владимира
Ильича Ульянова — благонамеренным членом буржуазного общества, известным
адвокатом, профессором или крупным чиновником? Я — нет. Нет, хотя бы потому,
что, по словам Горького, «Ленин в высшей степени обладал качествами,
свойственными лучшей революционной интеллигенции — самоограничением, часто
доходящим до самоистязания, самоуродования, до рахметовских гвоздей, отрицания
искусства, до логики одного из героев Л. Андреева: «Люди живут плохо — значит,
я также должен плохо жить».
В борьбе за счастье трудящихся, тех людей, какие живут
плохо, Ленин не мог рассчитывать на какую-либо выгоду. Относительно собственной
судьбы ему всё было ясно: «Это — великое дело, — напишет он, — и на такое дело
не жалко и всю жизнь отдать».
ВОТ ПОЗИЦИЯ, совершенно не понятная обывателям и пошлякам,
как жившим во времена Ленина, так и теперешним. Как непонятна современным
обывателям и пошлякам Зоя Космодемьянская, сказавшая перед смертью, уже на
эшафоте: «Это счастье — умереть за свой народ!» Зоя непонятна как Андрею
Бильжо, психиатру и владельцу ресторана, объявившему её сумасшедшей, так и её
так называемым защитникам на телевидении. Смотришь на Владимира Соловьёва,
Сергея Брилёва, Дмитрия Киселёва — и видишь, чувствуешь, как она им чужда, даже
в чём-то ненавистна.
Александр Ульянов свою речь на процессе 1887 года закончил
словами:
— между русского народа всегда найдётся десяток людей,
какие настолько преданы своим идеям и настолько горячо чувствуют несчастье
своей Родины, что для них не составляет жертвы умереть за свои убеждения. Таких
людей нельзя запугать ничем!
Есть что-то общее в судьбе Зои и Александра, старшего брата
Ленина.
Прекрасные и талантливые девушка и юноша с кристально чистой
душой, преданные своим убеждениям. Оба были казнены (повешены) в молодом
возрасте: Зоя в 18 лет, Саша — в 21 год. И любовь к Н.Г. Чернышевскому и его
главной книге — роману «Что делать?». И речь перед казнью.
Александр отказался от защиты, произнёс на процессе сильную
речь, обосновавшую необходимость бороться с царским самодержавием всеми
доступными средствами.
Правда, несокрушимая идейная убеждённость Александра даже
его тёзке — Александру III показалась «трогательной», а Зою, её подвиг уже лет
тридцать стараются опорочить.
В 1917 году, ровно через тридцать лет после речи Александра
Ульянова, уже не десятки людей, а сотни тысяч, объединённые в большевистскую
партию, созданную и возглавляемую Владимиром Ульяновым (Лениным), подняли
трудящихся России на социалистическую революцию.
После революции идёт 100-й год. В стране произошла
контрреволюция. Россия вернулась к буржуазным порядкам. Коммунистическая
партия, созданная Лениным, перестала быть правящей.
А что бы сам Владимир Ильич сказал о последних 25 годах
российской истории?
«Представлять себе всемирную историю идущей гладко и
аккуратно вперёд, без гигантских иногда скачков назад, недиалектично, ненаучно,
теоретически неверно».
Всемирная — российская среди них — история знает немало таких
скачков назад.
Контрреформы Александра III. Именно против возвращения
России назад таким отчаянным шагом — покушением на царя — пытался бороться
Александр Ульянов.
Установление фашистского режима в Германии в 1933 году,
победа там гитлеровской партии, партии, по определению Сталина, врагов
демократических свобод, партии средневековой реакции и черносотенных погромов,
были таким же скачком назад.
Происшедшая в России в 1991—1993 годах контрреволюция — также
гигантский скачок назад. И, наверное, главный вопрос современной России: ЧТО
ДЕЛАТЬ?
И снова слово для ответа товарищу Ленину:
«Великие войны в истории, великие задачи революций решались
только тем, что передовые классы не раз и не два повторяли свой натиск и
добивались победы, наученные опытом поражений».
По материалам сайта КПРФ