В конце января парламентарии Костромы озаботились обеспеченностью образовательных учреждений города медперсоналом. Например, только 84 процента детских садов укомплектованы медработниками. В пяти детсадах медперсонал отсутствует. В шести детских садах медработник работает по совмещению, то есть приходит на часы из одного учреждения в другое. Все медкабинеты отвечают нормативам и оборудованы всем необходимым. Дело за кадрами, которых не хватает. Вопрос сложный: где найти людей на зарплату в 9 000 рублей. Однако намного более простой вопрос в садиках Костромы вызвал затруднения в начале года. В конце ноября и в конце декабря предыдущего года парламентарии областной и городской дум приняли изменения порядков получения родителями двух разных компенсаций платы за детский сад. (Теперь в России все пособия выдаются по принципу малоимущности - по федеральному закону N 388-ФЗ от 29 декабря 2015 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости». Минфин строго следит за исполнением в регионах этого закона экономии бюджетных денег на инвалидах, ветеранах, семьях с детьми – не выделяет субсидии, если не приняты соответствующие нормативные акты в регионах. По информации Минтруда за IV квартал 2015 года – промежуток времени принятия закона - в России насчитывалось порядка 19 млн. малообеспеченных граждан с доходами ниже официального минимума.)
Итак, одна компенсация - половинная оплата за детсад, вторая – дополнительная льгота в 20, 50 и 70 % на каждого последующего ребёнка. Теперь на всё это ввели принцип малоимущности, однако для многодетных семей пока ещё осталась некоторая привилегия. В первый же рабочий день нового года, 9 января, в садиках Костромы родителям сказали, что теперь все, среди них многодетные семьи, получавшие компенсации, должны собирать справки на льготы. Мамы забеспокоились, многие побежали оформлять документы, заодно жалуясь на новое снижение уровня жизни из-за новых законов. Тем не менее выяснилось, что и по областному закону, и по решению городской думы порядок оформления справок должны принять соответственно областная и городская администрации. Этого сделано не было, хотя и законы принимались под занавес уходящего года.
Таким образом, в садиках воспитатели рассказывали, что теперь не будет никому никаких льгот, что надо приносить справки. Хотя многодетные семьи одной из компенсаций вовсе не лишались. И к тому же никто не знал, где оформлять справки и какими именно они должны быть. Мамы сообщали из разных садиков разную информацию: кому-то дали квитанцию за январь с половинным начислением, кому-то - с полным; кому-то сказали, чтоб шли в МФЦ за справкой, кому-то – чтоб шли в комитет соцзащиты. К слову, в МФЦ также не знали, какую справку оформлять и о чём. А время шло – на одну компенсацию срок переоформления «задним числом с начала года» установлен в 3 месяца, а другой – всего в один неполный месяц январь.
Апелляция общественности к законодательным властям обоих уровней встретила оборону: мы закон приняли, подписали, внесли в реестр, опубликовали, дальше – не наше дело, а администрации, она и виновата. Тем не менее, парламентарии принялись звонить в городское управление образования. Подразобравшись, чиновники признали, что порядок по компенсации не приняли, что правильную информацию не довели до заведующих. При этом сообщили, что уже проводили совещание по этому поводу в январе, однако, видимо, заведующие «плохо поняли» вопрос, потому, что было много присутствующих (около 70 человек), было шумно и так далее. Однако сразу же после звонков от депутатов и появления обсуждения в соцсетях управление образования обещало всё исправить.
Через некоторое время появилась информация, что по малоимущим гражданам будет сделан общий запрос в соцзащиту и что тогда многим мамам не надо будет собирать никакие справки – данные о семьях, ранее признанных малоимущими, будут переданы официально. Тем не менее в некоторых садиках настаивали на комплектах справок от родителей.
Претензий от мам тут несколько. Почему принимают законы о льготах на практике в начале расчётного периода? Почему нет взаимодействия депутатов и чиновников? Почему чиновники не принимают вовремя подзаконные акты? Почему чиновники не могут донести правильную информацию до всех своих подразделений? Почему нельзя хоть кому-то из любой ветви власти разработать простое и короткое информационное сообщение об изменениях оплаты, разместить его на сайте города, на стендах в садиках? Или непопулярное новшество требует тишины? Безропотные мамы вынуждены просто подчиниться словам воспитателя и побежать за справками – довели семьи с детьми до бедности, родители подолгу работают, не имеют времени выяснять что и как.
Однако самый главный, сложный и неразрешимый вопрос, как и с медицинскими кадрами в тех же садиках и школах, - а почему не добавлять категории семей для получения ими компенсаций, а именно сокращать? И почему не наращивать размеры пособий тем же малоимущим? Ответ-то мы знаем. Да разве легче от этого бедным семьям с детьми? Большинство из них – обычные работающие люди. Наверно, надо было им всем идти в бизнес.