В
2016 году в столице Таджикистана городе
Душанбе был снесен Русский драматический
театр имени Маяковского, который
располагался на проспекте Рудаки в
центре столицы. Данное решение вызвало
широкий общественный резонанс, активисты
обращались к властям и президенту с
просьбой сохранить это историческое
для Таджикистана здание. Ведь именно
здесь в 1929 году была провозглашена
Таджикская ССР, в этом здании в годы
Отечественной войны служили эвакуированные
артисты из Москвы и Ленинграда, среди них и драматург Евгений Шварц. Свою
знаменитую пьесу «Дракон» он написал
в Душанбе и впервые поставил её на сцене
театра имени Маяковского.
В
министерстве культуры республики
утверждают, что здание драмтеатра
состоит из одного этажа и имеет всего
300 посадочных мест, а это «не соответствует
параметрам современного театра». Потому
было принято решение о переносе театра
Маяковского в здание кинотеатра
«Таджикистан», в котором 500 посадочных
мест.
Снос
театра начался в июле 2016 года и был
завершен за две недели. Вплоть до этого
момента душанбинцы собирали подписи
под обращениями к руководству города
с просьбой оставить театр; на его защиту
становились журналисты, эксперты,
общественные деятели, высказывался
даже МИД России, однако ничто не помогло.
Здание разрушили, труппу переселили
сначала в соседний театр имени Лахути,
а перед Новым годом – в кинотеатр
«Таджикистан», который находится на
окраине Душанбе.
http://theopenasia.net/articles/detail/spektakl-okonchen-russkogo-teatra-v-tadzhikistane-bolshe-net/
Ситуацию
вокруг сноса театра Маяковского в
Душанбе прокомментировал Секретарь ЦК
КПРФ, Первый заместитель Председателя
ЦС СКП-КПСС, член Комитета ГД по делам
Содружества Независимых Государств,
евразийской интеграции и связям с
соотечественниками Казбек
Куцукович Тайсаев:
«Владимир Маяковский в мировой поэзии,
а тем более в советской, занимает особое
место. По мнению большинства литературоведов,
он является одним из величайших поэтов
двадцатого столетия – и всё, что связано
с его жизнью и творчеством особенно
важно сегодня, когда предпринимаются
попытки пересмотреть не только наше
историческое прошлое, однако и культурное.
Поэтому
вызывает чувство тревоги, и даже
непонимания, в связи с фактом сноса
театра Маяковского в Душанбе. Можно
понять желание городских властей
благоустроить центр столицы, утвердив
общие архитектурные и градостроительные
принципы и нормы. Однако мне кажется, что
при этом необходимо также учитывать сохранение
тех общих культурно-исторических
традиций, какие связывают два наших
народа. Тем более что это дополнит те
многосторонние политические, экономические
и военные связи, какие установились
и успешно развиваются в течение последних
двух десятилетий.
Было
бы вполне закономерно и в духе наших
тесных взаимосвязей изучить возможность
строительства нового здания для театра
Маяковского, учитывая также желание
широкой общественности Душанбе и
республики в целом сохранить один из
старейших культурно-творческих объектов.
Я
желал бы обратиться к своим коллегам
из Парламента Таджикистана, с просьбой
с пониманием отнестись к этой проблеме
и в рамках их законотворческой деятельности
приложить возможные усилия для её
решения.
Я
убежден, что подобная форма культурного
взаимодействия будет во многом
способствовать укреплению всесторонних
связей наших стран».