Лучшим между дореволюционных справочников по Крыму считается путеводитель, изданный Крымским обществом естествоиспытателей и любителей природы (сокращённо КОЕиЛП) в 1914 году. «Крымская газета» приводит самые интересные выдержки из издания, пишет издание «Крымская газета».
688 страниц и 15 карт
«В этот день, в субботу, 15 декабря, на общем собрании об-ва естествоиспытателей и любителей природы, кроме доклада К. Д. Кельтсера «Горный Крым и его обводнение», будет рассматриваться предложение совета об издании об-вом путеводителя по Крыму, ввиду того, что существующие нельзя считать вполне удовлетворительными. Советом уже разработаны как программа путеводителя, так и смета расходов по его изданию», – писала газета «Южные ведомости» в декабре 1912 года.
Задуманный путеводитель (его обычно называют путеводителем Бумбера, потому как книга была издана под его редакцией) увидел свет в 1914 году, и это была отнюдь не карманная книжица – 688 страниц, очерки этнографического и археологического характера, снабжённые многочисленными иллюстрациями (их было больше двухсот), плюс подробнейшие справочные материалы, плюс пятнадцать карт, девять планов городов и общая панорама Южного берега. Стоил путеводитель 2 рубля – на данные деньги в 1914-м можно было купить брюки и парусиновую рубаху (хотя вот на сапоги уже не хватило бы – они стоили 4-10 рублей).
Привал у кофейни
Крымское общество естествоиспытателей и любителей природы в числе прочего организовывало и экскурсии по Крыму. За 1910-1915 годы обществом было проведено 33 экскурсии, в которых участвовали до 900 человек. Проводились ботанические, геологические поездки, во время которых наблюдали природные явления. Иногда – наиболее необычные. Таким образом, 5 мая 1910 года была организована ночная экскурсия на Чатырдаг – для наблюдения с одной из самых высоких вершин полуострова кометы Галлея.
Экскурсиям была посвящена и значительная часть путеводителя. Описания маршрутов, особенностей и правил их прохождения наиболее подробны. И наиболее интересны – особенно если читать их сейчас, век с небольшим спустя. Таким образом, к примеру, рассказывая об одном из самых популярных туристических маршрутов тех лет – от Алушты к чатырдагским пещерам, путеводитель рекомендовал экскурсантам сделать привал в большой зажиточной деревне Кербек, у кофейни сельского старосты Абдул Решида Мустафы-оглу. О других местных кофейнях путеводитель предупреждал, что они «крайне непривлекательны и лишены всякого удобства».
А вот ещё одно интересное предупреждение, касающееся горных прогулок: «При встрече с чабанскими собаками опытные люди рекомендуют присесть, пока не придут чабаны или не отгонят собак. На сидящего человека данные собаки не бросаются».
Или такая любопытная и полезная подробность: «В городах и на Южном берегу для ночлега экскурсий, состоящих из учащих и учащихся, можно пользоваться помещениями учебных заведений. Надо заблаговременно запастись разрешением». (Как правило, такие разрешения давали городские управы.)
Отдельным пунктом оговаривалось фотографирование. Потому что «в Севастопольском крепостном районе (от Бахчисарая до Фороса), на Ай-Тодоре, в Ореанде, в Ливадии и в Никитском саду» пользоваться фотоаппаратом и делать снимки можно «только по особым разрешениям».
С трогательной заботой путеводитель Бумбера предупреждал даже о том, как лучше передвигаться по шоссе между городами Крыма: «Надо иметь в виду, что по шоссе, соединяющему Севастополь, Бахчисарай и Симферополь с Ялтой, лучше передвигаться по направлению к Ялте, потому что в таком случае по мере передвижения впечатления будут усиливаться».
«Климат города – здоровый»
Подробнейшим образом в путеводителе были описаны и различные города Крыма – их, как бы мы сейчас это назвали, инфраструктура, достопримечательности, географическое положение, особенности климата и т. п. Вот, кстати, что сообщалось о столичном климате: «Климат города – здоровый и хорошо переносится лёгочными больными. Зимой и весной погода переменчива в зависимости от ветров. Лето – жаркое (ночи – прохладные) и пыльное. Лучшее время года, как и всюду в Крыму, осень. В городском саду по вечерам – сыро».
А вот что говорится о городском общественном транспорте: «Экипажи четырёхместные, на резиновых шинах, парные. С вокзала в город днём – 40 копеек, в ночное время – 50 копеек, за 4-го пассажира и за громоздкий багаж приплачивается по 10 копеек. В черте города за конец днём – 20 копеек, в ночное время – 25 копеек. От вокзала в часы прихода поездов отходят в постоялые дворы и дешёвые гостиницы (на базаре) линейки, плата за конец – 10 копеек». Трамвая в городе тогда ещё не было (как отмечалось в путеводителе, он «начнёт функционировать с августа или сентября 1914 года»), в проекте было и электричество («с июня 1914 город, скорее всего, будет освещаться электричеством»), и канализация («разрабатывается проект канализации»). Что, впрочем, не мешало Симферополю быть довольно ухоженным и чистым: «Город имеет благоустроенный базар, который весь вымощен, за доброкачественностью пищевых продуктов следит санитарная организация». Лучшие шашлычные и бузни (бузой называли слабоалкогольный напиток, который делали из слегка забродившего проса или кукурузы) в столице Крыма, как указывалось в путеводителе, находились на Салгирной улице, возле городского сада (район нынешней площади Советской). Рядом, на той же Салгирной, а также на Пушкинской и Екатерининской были сосредоточены молочные и кофейни, где «за невысокую плату можно достать чай, кофе, шоколад, простоквашу, яичницу, ветчину, телятину, котлеты и закуски».