| {fde_message_value} | | {fde_message_value} | Мы встречаем Новый год, слушая телевизионный бой кремлёвских курантов. Сто лет назад люди, поднимая бокалы, смотрели на собственные часы на стене. Да и много чего ещё сто лет назад было иначе. Заглянем в прошлое и зададим ему несколько новогодних вопросов, пишет издание «Крымская газета».
Что покупали?
Век назад, как и сейчас, непременным атрибутом рождественских и новогодних праздников и главной детской радостью была ёлка. «Маленькому народу в мечтах уже рисуется лапчатая ёлка с блестящей звездой на верхушке, увешанная картонными свинками и балеринами в розовых юбочках», – писали газеты, предвкушая зимние торжества. Однако, как и сейчас, новогодняя ёлочка была не самым дешёвым удовольствием: «За средней величины ёлку аршина в 3,5-4 высоты (2,5-2,8 метра. – Ред.) торговцы просят 3,5-4 рубля. Ёлки-великаны, конечно, идут ещё дороже. А маленькие ёлочки продаются по 75 к. – 1 р. в зависимости от того, «с крестом» они или без него».
Популярным предновогодним товаром были и свечи: «Около свечных дежурство, хвост начинается с утра и продолжается вплоть до закрытия лавки. Цены на свечи аховые. Фунт (400 г – Ред.) стеариновых свечей в разных лавках ценится от 80 коп. до одного рубля. Коробка ёлочных свечек вместо 15 коп. «котируется» в 60-80 коп».
Свечи брали для украшения, а для освещения закупали лампадное масло, и в преддверии новогодней ночи спрос на данный товар также был повышенным. Как и цены: «Цены на лампадное масло раздули до бессовестности: только по 50 копеек за фунт можно получить такое масло, которое 3 часа горит без копоти и не опасно в пожарном отношении; это масло прежде стоило от 18 до 23 копеек. За 35 копеек теперь отпускают керосин, сгущённый мазутом».
Что воровали?
В предновогодние дни полицейские хроники газет пополнялись своеобразными историями: на индейку или гуся денег хватало не у всех, однако встретить праздник вкусно хотелось. А в прессе потом появлялись такие новости:
«Дело предпраздничное, всякому живому человеку интересно полакомиться чем-либо заманчивым; в наших местах индюк в кулинарном деле занимает первое место, этой птицей и запасаются. Не дремлют и воры, обходят в ночное время сараи и птичники, вылавливая запасы богатых лакомок, и таким образом только в одну ночь семь индюков ушло на корм ночных воришек».
«Предпраздничные кражи продолжаются: в ночное время исчезают куры, гуси, индюки; берут с чердаков бельё и проч., что подвернётся под руку и лежит плохо. У священника похитили даже двух больших кабанов, которых тут же и прирезали».
Воровали не только закуску, однако и выпивку. Под Новый, 1913 год в Судаке местный народ устроил разгром винного погреба: «Они спустились в погреб по деревянным трубам и забрали бутылок 80 шампанского и другого вина. Вышли по тем же трубам обратно. Целых две ночи затем распивалось вино и веселилась вся слободка, пока не хватились в подвале пропажи вина. Теперь уже известно, кто крал вино, куда его сбывали и кто пил. Часть вина была отправлена далеко от Судака – вёрст за 40 в болгарское село Кишлав к одному болгарину. Конечно, все будут подвергнуты наказанию по суду».
Где встречали?
«В последнее время обычай встречать Новый год в ресторанах всё больше и больше прививается. Днём ранее почти вся столица России встречала Новый год в клубах и ресторанах. Не только первоклассные, однако даже рестораны для средней публики были переполнены, нигде нельзя было достать свободного столика», – писали газеты в первых числах 1914 года. Каждый ресторан, чтобы привлечь как можно больше публики, исхитрялся на свой лад, однако общим правилом хорошего ресторанного тона были сюрпризы для дам – им дарили цветы, игрушечных белых слоников «на счастье» и веера.
Что пили?
Самым новогодним напитком в начале ХХ века, как и сейчас, было шампанское. Однако есть одно «однако»: во время Первой мировой войны, то есть с лета 1914-го, в России был объявлен сухой закон. Алкоголь можно было купить лишь в аптеках, по рецепту. Крепкие напитки подавали в ресторанах, однако затем и им было отказано в таком праве. Таким образом, при встрече Нового, 1916 года в ресторанах вместо шампанского «в бутылках с золотыми и серебряными головками подавались различные шипучие фруктовые воды, ситро и клюквенный квас». Ну а в аптеках в последних числах декабря был ажиотаж: «Пускались в ход самые невообразимые выдумки, чтобы только раздобыть тот живительный напиток, бокалом которого можно было бы чокнуться в то время, когда часы бьют новогоднюю полночь. В наиболее популярных аптеках прилавки накануне были заставлены заветными бутылками со скромными сигнатурками и рецептами «Внутреннее». Многим понадобился Spiritus vini для согревательных компрессов, другим стало вдруг необходимым поить годовалого ребенка молоком с коньяком, наконец, третьим, для поддержания падающих сил, волей-неволей пришлось купить 12 бутылок «лечебного» портвейна».
Какие фильмы смотрели?
Это вопрос по отношению к новогодним праздникам столетней давности на первый взгляд кажется странным, однако не забывайте, что хоть телевидения тогда и не было, зато кинотеатры уже существовали, и в Рождество и Новый год в них показывали «картины святочного характера». Иногда весьма необычные. Таким образом, во время Первой мировой войны на экраны под Новый год вышел фильм «Торжество будущего». Как писали газеты, он «даёт интересную иллюстрацию союза держав России, Англии и Франции, символически объединённых дружественными объятиями трёх прекрасных представительниц названных стран». Такая вот кинематографическая новогодняя сказка.
|