| {fde_message_value} | | {fde_message_value} | В начале прошлого века в России на Масленой неделе устраивали настоящие народные гулянья, не в пример нынешним. А уж блинов съедали.., сообщает издание «Крымская газета».
Необъятно вместительные желудки
Сто лет назад блины были таким же непременным атрибутом Масленицы в России, как и сейчас. В 1913 году столичная пресса писала: «Один из досужих москвичей хворал во время Масленицы и, не имея возможности принимать участие в общем увлечении блинами, занялся любопытной статистикой. Он высчитал, какое количество блинов съедает Москва. Исходя из цифры московского населения в полтора миллиона и предполагая, что в среднем каждый москвич в течение четырёх дней Масленицы (имеется в виду дни Широкой Масленицы. — Ред.) съест по 5 блинов ежедневно, он определил, что всего Москва съела 30 млн. блинов. Если это количество блинов разложить по площади, то они покрыли бы собой 6 Красных площадей. Разложенные в одну линию блины растянулись бы на 4 тысячи верст (то есть 4,2 тыс. км), а уложенные в стопку друг на друга составили бы колонну в 100 верст высоты (106 тыс. км)».
Или такая заметка: «Столичный воздух пропитался блинной опарой, в Охотном ряду „разграбили“ всю икру, сметану и масло. Москва в данные дни буквально „обжирается“, показывая всему миру необъятно вместительные желудки.
Блины истребляются в количестве необыкновенном. Доктора и их неразлучные „сподвижники“ аптекари заранее потирают руки. С чистого понедельника начнётся работа для одних и торговля для других».
Блинная забастовка
Работы после Масленицы прибавлялось не только у врачей и аптекарей, тем не менее и у полицейских: блины порой становились причиной ссор, травм и даже убийств. Случались такие инциденты: «На истекшей Масленице братья Добродичи, заспорив, чья жена лучше печёт блины, подрались, и оба попали в больницу: один с переломом одного, а другой — трёх ребер». Или того хуже: «Крестьянин Артеменко убил своего соседа за то, что тот сказал: «У меня блины вкуснее твоих». А в Царицыне (современный Волгоград) жёны устроили своим мужьям блинную забастовку: «Многие из „гражданок“ г. Царицына объявили своим мужьям довольно оригинальную забастовку. Под влиянием речей на последнем собрании в резиденции Илиодора (решением Святейшего Синода в декабре 1912 года он был лишен сана. — Ред.) они отказываются печь блины. Это потому, что „батюшка“ будто бы взял с них клятву не есть и не печь блинов на Масленице.
— Писание предсказывает, что на этой самой неделе должно будет совершиться второе пришествие Господа Иисуса Христа, а затем и Страшный Суд. А православные русские люди в данные самые дни объедаются блинами, печение которых — обряд языческий...
Так якобы мотивировал „батюшка“ свое veto на столь патриотическое и вполне „истинно русское“ дело, как едение блинов. И вот теперь между некоторыми поклонницами „батюшки“ и их „безбожными“ мужьями на почве блинной забастовки происходят целые семейные драмы, зачастую с мордобитием».
Ледяная забава
Традиционной масленичной забавой на Руси было катание на тройках. А ещё катание на горках. Именно в России в XV веке была изобретена ледяная горка, ставшая прототипом современного аттракциона «Американские горки». Во время зимних праздников, на Рождество и Масленицу, такие ледяные горки в России строились на площадях, обычно около рек. Деревянные конструкции высотой около 20 метров укрывали снегом и поливали водой, чтобы получить скользкую ледяную поверхность. Люди поднимались по лестнице, затем скатывались с горки под углом в 50 градусов, а после вновь поднимались по лестнице второй горки напротив. Такое развлечение нравилось и простолюдинам, и высшему сословию. Екатерина Великая настолько любила катание на горках, что просила приделать к её саням колёса, чтобы наслаждаться горками и летом, и зимой.
Немецкий «Журнал общественно полезных знаний» в 1835 году писал: «Ледяные горки, какие являются излюбленным развлечением русских, вызывают огромное любопытство у иностранцев. С 1 81 5 года русским горкам стали подражать в других странах. Такие русские горки стали устанавливаться теперь почти во всех столицах Европы, и они стали любимым удовольствием в Париже, где были построены с самым большим изяществом и комфортом».
Смотрины невест
Масленая неделя делилась на Узкую Масленицу и Широкую Масленицу. Узкой называли первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкой — последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье. Николай Телешов в книге «Записки писателя. Воспоминания и рассказы о прошлом» писал: «...Гулянья и развлечения, приближаясь к субботе „Широкой Масленицы“, проходили с каждым днем всё более и более возрастающе, а на самую субботу даже в школах освобождали от учения ребят, доставляя им праздничный день; закрывались многие торговые конторы и магазины, прекращались также работы в мастерских. В данный субботний день российского карнавала, недаром названного „Широкой Масленицей“, бывали переполнены днём и вечером все театры, цирки, балаганы, а также рестораны, трактиры, харчевни, пивные. В данный день и по семейным домам созывались гости, и повсюду съедалось блинов и выпивалось водки, вин и пива такое количество, что жутко себе представить. Много бывало заболеваний, ударов и даже смертей от чрезмерного усердия. Организовывались праздничные катанья на рысаках. Лошади украшались тряпичными и бумажными цветами, а сани — пёстрыми дорогими коврами; во время катанья устраивались смотрины купеческих невест и завязывались сватовства, кончавшиеся свадьбами после Пасхи, в неделю так называемой Красной горки».
|