Несмотря на то что со времени его олимпийского триумфа прошло уже почти десять лет, Артур Айвазян по-прежнему один из самых популярных и обсуждаемых спортсменов Крыма. «Золото» Пекинской Олимпиады в пуле вой стрельбе — пик его карьеры, и в свои 44 года он не скрывает, что всё ещё голоден до больших побед.
— Как определить, будет толк от человека в пулевой стрельбе или нет?
— Я, если честно, могу определить, есть ли перспективы в стрельбе хотя бы потому, как человек заправляет кровать. Просто по этому фактору можно определить усидчивость. А это, я считаю, едва ли не ключевой фактор. Пулевая стрельба имеет ряд особенностей, тут нужен полный контроль над своим телом, регуляция дыхания и даже смена сердечного ритма. Всё это должен уметь стрелок топ-уровня. И холерику сложно справляться в таких условиях.
— В каком возрасте лучше приходить в секцию пулевой стрельбы?
— Не раньше 12 лет. Просто потому, что сам организм должен окрепнуть физически. Оружие тяжёлое, поэтому идёт нагрузка на многие группы мышц, позвоночник получает большую часть. Здесь ведь также действует принцип «не навреди». С самого начала все в равных условиях. У меня был товарищ, когда я начинал карьеру. Так вот мы с ним работали с нуля. Он также подавал надежды, однако остался в разряде КМС, а я выиграл Олимпиаду. Сначала всем даётся шанс, и только от вас зависит, как вы его реализуете.
— Вы свой шанс использовали сполна: стать олимпийским чемпионом в Китае, где пулевой стрельбой занимаются миллионы, дорогого стоит.
— Да, вы правы. Тогда многие были в шоке. Просто сама система развития спорта в Китае уникальна по современным меркам. Хотя они, по большому счёту, не выдумывали велосипед. Они взяли систему, которая была у нас в СССР, добавили к этому нечеловеческое трудолюбие, и победы пошли сами собой. В первую очередь они построили инфраструктуру. Огромные, красивейшие спортивные дворцы, вложили очень много денег, привлекли огромное количество детей, преимущественно из бедных семей. И это дало результат, естественный отбор в хорошем смысле. Поэтому когда я взял «золото», они были в шоке. Никто не ожидал такого. Да я и сам не ожидал. Просто я тогда был на пике, не было психологических преград, настрой сильнейший.
— Как сейчас строится ваш соревновательный график?
— Сейчас у меня межсезонье. Пока идут турниры в закрытых тирах, я в этом не участвую. Стреляю летом. Потом будет много соревнований, потому что всероссийский календарь даёт хорошую подготовку, и я сейчас готовлюсь к проверке мастерства на национальном уровне. Потом будут, надеюсь, международные испытания. Ведь уже истёк карантин, который нам обеспечила Украина. Мы же три года не могли нигде участвовать, у меня поэтому и Олимпиада в Рио сорвалась... Однако ничего. Мы это выдержали. Политика внесла, пусть и неожиданно, свои коррективы. К сожалению, в случае Украины спорт плавно превращается в политику. Сейчас я преисполнен надежд доказать свой уровень в России и за её пределами.
— Где вы черпаете мотивацию? Молодёжь не подпирает?
— Наш вид спорта позволяет при должном отношении к себе, к режиму, к соперникам находиться на вершине долго, хоть до пенсионного возраста. Просто нужен профессионализм во всём. Молодых и талантливых у нас хватает, многие из ребят спрашивают часто совета, и их отношение к делу говорит, что у стрелкового Крыма хорошее будущее. Тем более если по ФЦП сейчас получится отремонтировать нашу школу в Симферополе, деньги там заложены очень хорошие. То, что мы даём результат в таких условиях, — настоящий феномен. Это всё вопреки, а не благодаря. И я надеюсь, что увижу, как мой любимый вид спорта в республике и вправду развивается. Тогда и планку ожиданий можно будет поднимать, ведь топтаться на месте — не для Крыма.