Истоки нынешнего обострения отношений двух стран необходимо искать в неудавшейся попытке переворота в Турции летом прошлого года. После подавления мятежа, организованного военными, президент Эрдоган объявил охоту на его участников. Большинство мятежников арестовано, но некоторым удалось скрыться за границей.
В частности, в Греции, где сейчас находится десять человек, которых турецкое правительство подозревает в путче. Несмотря на неоднократные запросы о выдаче подозреваемых (а между Грецией и Турцией действует соответствующее соглашение), Афины не спешат с этим шагом. Более того, Верховный суд Греции вынес решение беглых военных не выдавать.
В ответ на такую позицию Анкара решила ответить асимметрично. Точнее, уже традиционно: напомнив о территориальных претензиях. Например, 17 февраля произошёл инцидент возле острова Фармакониси. Турция запросила разрешения провести там учения со стрельбами. Греция отказала, аргументируя тем, что это её территориальные воды. Анкара протест проигнорировала и стрельбы таки сделала.
А министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу подлил масла в огонь и сделал заявление по поводу ещё одной спорной территории. Мол, турецкие солдаты, «если бы захотели подняться на Имиа, то сделали бы это». В качестве справки: Имиа – это два островка в Эгейском море, на которых поместятся (если будут при этом стоять) несколько десятков человек. Но дело ведь не в практическом значении, а в символическом: принадлежность этих клочков суши (как и других куда более значимых островов в Эгейском море) оспаривается с середины прошлого века. И как только возникает противоречие между странами, сразу же тут как тут территориальные аргументы.
При этом не надо забывать, что обе страны – члены военно-политического блока НАТО, хотя и с разным экономическим и военным потенциалом. Скажем так: в случае реального конфликта между странами Турции бы не составило большого труда и времени одолеть соседку.
Но это крайние меры. Пока же всё сводится к пикировке на уровне министров. Таким образом, на упомянутое заявление Чавушоглу ответил министр национальной обороны Греции Панос Камменос. «Не будет такого, чтобы их нога ступила на греческие острова. Мы помешаем этому. Если они ступят, то посмотрим, как они будут бежать оттуда», – цитирует главу оборонного ведомства РИА «Новости».
По его словам, все данные заявления рассчитаны на внутреннее потребление: подобным образом руководство Турции желает сплотить сторонников из числа националистов. Но такие выпады ставят Турцию и регион в целом «в очень опасную ситуацию», добавил министр обороны.
«Турция должна понять, что в демократических странах, к которым она хочет принадлежать, правосудие не имеет и не получает директивы от правительств. Оно независимое. Не может Турция после того, как заявила о намерении стать членом ЕС, говорить о восстановлении смертной казни, не может в 2017 году иметь пытки, и нарушать все права человека, и преследовать под предлогом участия в перевороте людей, какие не имели к нему никакого отношения», – также заявил Панос Камменос.
А министр иностранных дел Греции Никос Котзиас предостерёг турок от заблуждения по поводу слабости Афин. «Мы не являемся ни разрушенной Сирией, ни разваленным Ираком. Турция делает ошибку, считая, что так как у нас кризис, то мы не способны защитить безопасность страны. Они делают большую ошибку. Так как у нас есть финансовые проблемы, наша забота о безопасности страны и нашем суверенитете больше, чем в прошлом», – сказал глава МИДа.
Что же касается выдачи беглых военных, министр иностранных дел Греции напомнил о разделении властей и самостоятельности судебной власти в его стране.
«Политически мы осудили любые перевороты. Является кто-либо участником переворота или нет, будет ли над ним справедливый суд в Турции или нет – это решают греческие суды. Политическое осуждение переворота вовсе не означает, что каждый гражданин Турции, которого Анкара обвинила как путчиста, считается таковым в греческих судах», – сказал министр.
В общем, налицо следующий конфликт соседей по «коммунальной квартире» под названием Средиземноморский регион. Хочется верить, что на данный раз всё ограничится словесными перепалками и не поставит страны на грань войны, как это уже чуть не произошло в 1996 году. Тогда в ответ на систематические нарушения воздушного пространства Греция едва не сбила турецкие самолёты. Сейчас в этом регионе хватает международных проблем и без этого выяснения отношений. Тем более без какой-либо перспективы найти компромисс.