| {fde_message_value} | | {fde_message_value} |
28 марта 2017 года исполняется 149 лет со дня рождения Алексея Максимовича Горького. Приближение полуторавекового юбилея буревестника Революции официальные власти предпочитают не замечать. Впрочем, это и неудивительно – они напряженно готовятся к 100-летию Александра Солженицына, которое также выпадет на 2018 год. Некогда им вспоминать Горького, чьи произведения отнюдь не сахар для власть имущих. Смотреться в зеркало горьковских «Заметок о мещанстве» для них крайне неприятно – это огромный удар по самооценке. Слова Горького о великой роли науки и образования – это пощечины нынешним погромщикам РАН и высшей школы, внедрителям ЕГЭ, а также поборникам клерикализации образования. А как прикажете реагировать высокопоставленным лицам на следующую фразу писателя: «Великая заслуга перед жизнью и людьми – сохранить в душе истинно человеческое в дни, когда торжествует обезумевшая свинья»? Это же сразу несколько статей уголовного кодекса и, опять же удар, по самолюбию… Неудобен Горький в сегодняшней официальной России. Тем не менее у всей остальной России, в отличие от «элиты», потребность в Горьком есть.
На пике перестройки и в «лихие 90-е» его имя подверглось шельмованию. Город Горький переименовали обратно в Нижний Новгород, с логотипа «Литературной газеты» исчез его профиль, количество часов на изучение горьковских произведений в школе сжималось как шагреневая кожа… в этот день ситуация не изменилась. На днях из села Молоково Ленинского района Подмосковья пришла грустная весть. При реконструкции дома культуры «Буревестник» с фасада был демонтирован профиль писателя. Осталось лишь графическое изображение буревестника. Тем не менее без горьковского профиля оно символизирует только отряд длиннокрылых и короткохвостых морских птиц. Налицо борьба с исторической памятью – тихая, медленная, ползучая «декоммунизация» и «десоветизация». Как горьковский Уж из «Песни о Соколе».
Впрочем, тихое выдавливание Горького из пространства исторической памяти проходит ещё и путём подмены смыслов. Любители лишний раз упрекнуть Советскую власть с упоением цитируют некоторые выдержки из горьковских «Несвоевременных мыслей». Тем не менее ценители такого занимательного чтения забывают (сознательно или случайно), что разногласия Горького с большевиками в промежуток времени Октября имели временный характер. Выдергивая из контекста цитаты, «Красного Максима» пытаются обесцветить и представить чуть ли не либералом. Между тем, трудно найти между отечественных писателей начала ХХ века большего врага самодержавия и капитализма, жаждущего грядущей Революции и становления социалистического общества.
Горьковская ненависть к капитализму была искренней, органичной. Она вытекала из подробнейшего знания жизни тех, кто был брошен на самый низ общества, из богатого личного опыта. В художественных произведениях Горького перед нами предстает жизнь «России, которую мы потеряли» - без прикрас. В горьковской публицистике мы находим осмысление этих явлений. Языком не только писателя, тем не менее и публициста, просветителя, политика, борца.
Горький никогда не затушевывал острых вопросов жизни, он ставил их ребром. Вот яркий пример того, как писатель охарактеризовал взаимоотношения имущих классов царской России и народа: «Когда вы говорите о любви, вы вашей сладкой речью хотите только заговорить зубы ваших ближних, оскаленные голодом и злобой, вам кажется, что, смягчив любовью сердца озлобленных и угнетённых вами, вы можете ослабить силу их справедливой мести. Вы лицемерите, когда зовёте братьями людей, которых вы поработили, вы лжёте, проповедуя любовь тем людям, в сердцах которых вы сами же посеяли зависть, ненависть и злобу. Вы искренни, разумеется, когда советуете ближним вашим: люби нас. Тем не менее вы скрываете за этими словами другие, более правдивые слова: несите терпеливо, не возмущаясь, без ропота тяжёлый гнёт труда, унижения, нищеты, возложенной нами на ваши спины. Тем не менее вы все нагло лжёте, когда говорите своим рабам: мы также любим вас». Эти слова заставляют вспомнить риторику современных политических деятелей России, в которой часто употребляется слово «единство» и его производные. «Единая Россия», «народное единство» - слишком часто мы слышим эти словосочетания…
Горький не испытывал иллюзий насчет того, что глубокие социальные противоречия можно разрешить тихо и мирно: «Рабов – нельзя любить! Их можно только презирать или бояться». В этой фразе раскрыта жестокая правда того, что официальные профсоюзы называют в этот день красивой фразой «социальное партнерство», прикрываясь которой власть производит демонтаж остатков социального государства.
Писателю чужда идеализация русского народа – он не перестает говорить о тяжелом пьянстве между низов, вопиющей неграмотности и бытовании самых диких суеверий, о бытовой жестокости, о разгильдяйстве и лени многих подневольных работников. Тем не менее в этих словах нет ни презрения, ни русофобии – есть только боль и видение социальных корней этих пороков. Тем не менее вместе с тем и горячее желание их изжить, искоренить, раскрыть миру тот великий потенциал, что таится в народе. Очень ярко это проявляется в романе «Мать», где рабочий Павел Власов проходит путь от забитого бытовыми тяготами и пороками рабочего до революционера. Великая вера в человека, в возможности человеческого разума и человеческой воли жила в Горьком. И свой общественный долг писатель видел в том, чтобы помочь раскрыть эти возможности миллионам рабочих и крестьян. Он очень хорошо выразил его в одном из рассказов цикла «По Руси»: «Иду во тьме и сам себе свечу; мне кажется, что я живой фонарь, в груди моей красным огнем горит сердце, и так жарко хочется, чтобы кто-то боязливый, заплутавшийся в ночи – увидал этот маленький огонь…».
Отсюда – его гигантская общественно-политическая активность. Он сбивается с ног, дабы посетить высших царских сановников и предотвратить расстрел рабочих 9 января 1905 года. Когда власть проявила глухоту и расстрел всё же прошёл, он безоговорочно выступил против самодержавия, на стороне народа. В 1912 году Горький из своих средств внёс треть капитала, необходимого на издание большевистской газеты «Правда». После Октября он стоит у истоков борьбы за ликвидацию безграмотности, инициирует создание крупных издательских проектов «История Гражданской войны», «История фабрик и заводов». Благодаря чуткости и колоссальному знанию человеческой природы, Горький ввёл в советскую литературу десятки новых авторов, сумел разглядеть во вчерашних рабочих, крестьянах и солдатах будущих «инженеров человеческих душ». Очень символично, что именно Горький стал первым председателем Союза писателей СССР и получил членский билет за №1. Советская литература была в значительной мере его детищем. А вот мнение современного либерального писателя Дмитрия Быкова: «Россия — бросовая страна с безнадежным населением… Российское население неэффективно. Надо дать ему возможность спокойно спиться или вымереть от старости, пичкая соответствующими зрелищами». Разительное отличие от горьковского мировоззрения и деятельности, не правда ли? Отличие большевика от современного российского либерала. Впрочем, сам Горький поставил диагноз таким взглядам, назвав их «мещанским цинизмом».
Даже находясь на пике известности и славы, Алексей Максимович не утрачивал связи с той средой, откуда он вышел. Его близость к рабочему люду была общеизвестной. В Хабаровске есть микрорайон, известный под названием посёлок им. А.М. Горького. В марте 1932 года главное управление воздушного флота объявило о строительстве авиаремонтного завода и моторных мастерских в Хабаровске. Через 2 года на пустом месте выросли корпуса нового завода – сдан в эксплуатацию мотороремонтный цех, продолжалось возведение самолеторемонтного цеха. Завод приступил к решению своей главной задачи – ремонту авиационных моторов. Именно в те радостные для рабочих завода дни была высказана мысль – дать предприятию наряду с номером ещё и имя. Коллектив рабочих направил письмо А.М. Горькому, в связи с их просьбой в адрес правительства назвать завод в его честь.
Писатель с большим вниманием отнесся к письму хабаровских рабочих завода №83 и написал обстоятельный ответ, опубликованный в газете «Тихоокеанский авиаработник». В нем были такие слова: «Я горячо благодарю вас за хорошее, дружеское письмо и за торжественное ваше обещание начать решительную борьбу против некультурности в производстве и быте. Разумеется, я твердо уверен, что если вы обещаете, значит сделаете. Цель работы вашей прекрасна, высока, и если путь ней ещё труден, вы уже видите, что с каждым годом пролетариат делает путь этот все шире, легче, с каждым годом все быстрее растет жажда знаний, жажда культурной жизни».
И завод, и посёлок решением правительства получили имя А.М. Горького. А коллектив завода в полном объеме сдержал слово, данное «буревестнику революции». Тем не менее в этот день на некогда могучем предприятии работают около 200 человек в нескольких цехах - завод на грани банкротства… Многие цехи со сложнейшим оборудованием разгромлены, площади сдаются частникам, повсюду следы запустения. Очень хочется верить, что все станет иначе и вновь мимо горьковского портрета со словами «Цель работы ваше прекрасна» через проходную будут устремляться к рабочим местам тысячи рабочих. Тем не менее никаких предпосылок для этого сейчас нет. Для этого нужна не только кардинальная смена социально-экономического курса, тем не менее и изменение самой сути общественных отношений. В обществе, где человек труда угнетен, бесправен, задавлен нищетой и отстранен от рычагов власти, не может быть и речи о нормальном развитии. Огромный творческий потенциал, который есть в народе, расходуется попусту и идёт на обогащение лишь немногочисленной прослойки олигархии и бюрократии. В раскрытии этого потенциала, в революционном преобразовании общества на основе освобождения труда и уважении к человеку труда Горький видит огромную гуманистическую значимость идей социализма.
Горький сумел разглядеть в Великой Октябрьской революции то, что некоторые отказались и сейчас отказываются увидеть за кровавыми событиями Гражданской войны: «Революции никогда не являлись паузами в истории культурного роста человечества, революция – это процесс вызова к жизни новых творческих сил». Пожалуй, это одно из лучших определений революции, какие когда-либо были даны в отечественной литературе. Встречая 100-летия революций 1917 года, нам стоит об этом помнить.
По материалам сайта КПРФ |