| {fde_message_value} | | {fde_message_value} |
Все знают, что 1 апреля – это Всемирный день смеха (ну или День дурака, как кому угодно). Однако немногим известно, что завтра ещё и Международный день птиц. Кто же летал над нашим полуостровом в прошлые века?
Об этом пишет издание «Крымская газета».
Трио орлов и белые галки
Русский учёный-энциклопедист, естествоиспытатель, географ и путешественник Карл Габлиц после присоединения Крыма к России в 1784 году был назначен вице-губернатором Таврической губернии. И занимался при этом также научным описанием новоприсоединённых земель. В своем труде «Физическое описание Таврической области, по её местоположению, и по всем трём царствам природы» он насчитал в Крыму 78 видов птиц (не учитывая тех, что бывают на полуострове только пролётом). В числе первых трёх (из этих 78) Габлиц упоминает орлов: альпийского орла («попадается изредка на самых высоких вершинах приморских гор»), белого орла («показывается также изредка, и тем более примечания достоин, что в других местах Европы не находится, а живёт по большей части в Египте и прочих странах Азии») и обыкновенного орла.
Спустя 10 лет, в 1795 году, Петр Паллас в «Кратком физическом и топографическом описании Таврической области» сообщал о крымских птицах следующее: «Самые обыкновенные из них суть серые куропатки, во время же отлёта перепела, какие слетаются осенью на полуденный берег, чтоб оттуда перебраться стадами в Анатолию. Во время зимы наиболее много бывает больших дудаков, или драхв и стрепетов, какие летают малыми стадами. Горные журавли бывают часто, особливо на степных местах около солёных озер, и летают так же стадами; напротив сего большие журавли наиболее редки. Совы, сычи и другие нощныя птицы, какие находят себе приятное убежище в пещеристых скалах, во время ночи оглашают своим криком все долины, находящаяся в горной части. Обыкновенные вороны, галки, какие бывают здесь нередко совершенно белыми, синеворонки, сороки, скворцы, чёрные и серые дрозды, и щуры везде на ходятся в великом числе. Соловьи и другие небольшие и питающаяся насекомыми птицы перелетают только чрез сии места и редко там вьют гнёзда».
Ручные красные утки
Одно из наиболее интересных описаний птиц Крыма оставил зоолог Карл Кесслер, путешествовавший по полуострову в 1858 году. «Крымская степь была ещё более оживлена птицами, чем степи Херсонские. По дороге везде бегали и перелётывали разные жаворонки; удоды, сиворакши и щурки также придерживались окраин дороги и проведённого подле неё электрического телеграфа; стада дрохв и стрепетов расхаживали по степи и останавливались тревожно при стуке приближавшегося экипажа; над полями носились луни, плавали в воздухе коршуны и трепетались соколики; на курганах сидели гордые орлы и, как бы незнакомые с действием ружейных выстрелов, подпускали нас к себе на самое близкое раcстояние» – таковы были самые первые крымские впечатления Кесслера. А вот ещё одно интересное наблюдение: «Около Сакской станции я заметил небольшое стадо ручных красных уток, называемых здесь огарами, и получил об них от станционного смотрителя следующие сведения: смотритель нашел весною 8 яиц огара в норе, на Сакском кладбище, и подложил эти яйца курице, которая и вправду и высидела утят. По словам того же смотрителя, в Саках давно уже ведутся полудомашние огары. Они несут яйца под камнями около домов, иногда до 12 штук. Хозяева собирают эти яйца и подкладывают их курам, какие таким образом постоянно бывают мачехами утят». Не единожды встречал путешественник в Крыму орлов: «Новосветская бухта с восточной стороны обрамляется высокою, утёсистою горою, которая называется Куюш-даг, гора Орлов, от множества орлов, вьющих на ней гнёзда. И и вправду, когда я проезжал на лодке мимо Куюш-дага, то видел не менее 15 больших орлов (по всей вероятности беркутов), какие кружились около вершины горы».
Пишет Кесслер и об особенностях охоты на птицу в Крыму: «Случилось мне также видеть сетки, посредством которых создаётся на Южном берегу ловля перепёлок, во время осеннего их перелёта. Сетки эти имеют вид небольшого мешка, приделанного к круглому обручу и сидящего на длинной рукоятке. Охота происходит в ночное время, при помощи фонаря; высмотренные опытным глазом охотника, перепёлки накрываются сетью. Говорят, что хороший охотник в продолжении одной ночи может поймать до 50 штук перепелов».
100 фазанов из Югославии
Фазан, которого многие считают исконно крымской птицей, на самом деле обжился у нас относительно недавно. «В Таврической области нет ни фазанов, ни глухих (то есть глухарей. – Ред.), ни обыкновенных тетеревей, хотя последние из них долетают до Азовского моря, а фазаны водятся по всей Кубани даже до самого Тамана», писал Пётр Паллас в 1795 году. Попытки расселить фазанов на полуострове предпринимались с конца XIX – начала ХХ века, однако были не слишком удачными. Окончательно прописались здесь фазаны только в конце 1950-х, благодаря Хрущёву. Однажды он поохотился на фазанов с югославским лидером Иосипом Броз Тито. Охота Хрущёву очень понравилась, и он пригласил Тито с ответным визитом в Крым. Из Югославии вместе с ними «прилетели» около 100 фазанов. Именно по распоряжению Хрущёва в 1956-1957 годах в Крыму была создана ферма по выращиванию фазанов. Сюда из Румынии и Венгрии было завезено 600 фазанов, положивших начало питомнику – единственному тогда в СССР. И теперь на полуострове эти красивые птицы встречаются почти повсеместно.
|