В США на 85-ом году жизни скончался поэт Евгений Евтушенко. Накануне его госпитализировали и вот, 1 апреля вечером по московскому времени, стало известно, что он ушел из жизни, сообщает издание «РИА Крым».
«Он скончался в окружении родных и близких. Мирно, во сне, от остановки сердца», — рассказала его вдова Мария Новикова.
Позже друг его семьи Михаил Моргулис сообщил, что поэт скончался от рака. «У него был рак в необратимой форме. После изучения анализов врачи давали ему три месяца жизни, но он прожил меньше месяца», — сказал Моргулис.
В этом году Евгений Александрович собирался отмечать юбилей — 18 июля ему должно было исполниться 85 лет. И ещё совсем недавно в начале марта Евтушенко обсуждал грядущие празднования. На конец мая уже был запланирован, в том числе, вечер его поэзии в Москве, в концертном зале им. Чайковского. Это место не было случайным: ведь именно здесь, рядом с концертным залом, около памятника Маяковскому в 1960-е проходили поэтические чтения, собиравшие толпы людей.
Это время вошло в историю под названием «Оттепель» — промежуток времени свободы и ренессанса. И Евгений Евтушенко, безусловно, был одним из главных людей того поколения.
Он был одним из последних, если не последним, кто связывал нас с кумирами тех лет. Недаром, когда в 2015 году мы с упоением смотрели сериал «Таинственная страсть» о поэтах-шестидесятниках, апеллировали именно к нему. Журналисты дозванивались поэту в Америку, где он жил, начиная с 1991 года, и все спрашивали: а так ли все было на самом деле?
Невероятно энергичный, талантливый, зачастую импульсивный, Евтушенко обладал, как теперь принято говорить, харизмой. Удивительно притягательный, свою внешнюю и внутреннюю красоту он сохранил до преклонных лет. И даже, когда смотришь его поздние фотографии или видео интервью, не можешь оторваться от его взгляда — светлого и очень искреннего. И улыбка — это то, что также всегда его отличало.
Как истинный шестидесятник он, разумеется, был модником и франтом. Яркие пиджаки и кепки, перстни на пальцах…Так носить эти странные, экстравагантные вещи требуется даже не уметь, для этого нужен был какой-то прирожденный шик. И у него он был — до самых последних дней.
«Поэт в России больше, чем поэт» ¬- данную фразу мы в этот день часто цитируем, даже не задумываясь, кому она принадлежит. В этих словах Евтушенко, кажется, выразил не только чувства своего поколения, но и определил во многом отношение к поэзии и фигуре поэта последующих поколений. И если даже, мы в этот день не читаем стихов, то точно знаем:
Поэт в России — больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
Лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
Кому уюта нет, покоя нет.
Он писал удивительно просто и емко — его поэзия легко ложится на слух и легко запоминается. Но в этой краткости никогда не было недосказанности, будь то лирика или отклик на происходящее вокруг.
Танки идут по Праге
В затканой крови рассвета.
Танки идут по правде,
Которая не газета.
Евтушенко не был гоним: его много публиковали, и не только, к примеру, в либеральной «Юности» или «Новом мире», но и в газете «Правда». Он ездил на Кубу и лично общался с Фиделем Кастро — власть то ли доверяла ему, то ли выбрала поэта в качестве своего посланника, пытаясь показать миру человеческое лицо. Он был одновременно и гоним, и обласкан.
Его поэтическое наследие огромно — поэмы «Бабий Яр» (1961), «Братская ГЭС» (1965), замечательная лирика, изданная множеством сборников. Но ведь Евтушенко был не только поэтом, он ещё и прекрасно знал литературу, преподавал, работал как составитель поэтических изданий. Это редкое качество для творческого человека — ценить не только себя, но и коллег по цеху.
И как это часто бывает с яркими и талантливыми людьми, его личность окутана массой слухов и сплетен, какие, впрочем, никем никогда не подтверждались. А главное — совершенно ясно, что в этот день они никого не должны интересовать.
Замечательная поэзия, в которой отразились трагические события, бурные перипетии, чаяния и надежды поколений — все то, чем жила страна во второй половине ХХ века.
Со мною вот что происходит:
Ко мне мой старый друг не ходит,
А ходят в мелкой суете
Разнообразные не те.
И он не с теми ходит где-то
И также понимает это,
И наш раздор необъясним,
И оба мучимся мы с ним.