Посмотрел в этот день программу «Церковь и мир» от 1 апреля 2017
года. Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата
митрополит Илларион рассуждает на тему захоронения Ленина.
Если вкратце, тезисы Иллариона:
1. «Общий принцип» - в России не должно быть никакой памяти
о революционерах. Ни названий улиц, ни памятников, ни мавзолея.
2. По той причине, что этот вопрос сейчас создает раскол в обществе,
не требуется спешить с десоветизацией. Требуется дождаться смены поколений, времени,
когда по этому вопросу будет достигнуто согласие в обществе.
3. Илларион сожалеет, что был упущен шанс убрать тело Ленина
из мавзолея в 90-х годах.
4. Большевики покусились на самое святое - религию и
церковь.
5. Были уничтожены миллионы людей.
6. Большевики распяли русский народ на Голгофе.
В словах Иллариона неприятно удивляет гордыня: кто дал вам
право решать, кто достоин и кто недостоин народной памяти? Вам наплевать, что
для многих поколений россиян, включая те поколения, какие спасли мир от
Гитлеровского нацизма, память о Ленине и революции свята? Вы открыто говорите,
что ждете лишь подходящего момента, чтобы оттоптаться на этой памяти, и
уничтожить её. Может быть, вы сделали для России хотя бы тысячную часть того,
что сделали поколения бойцов и строителей коммунизма. Я знаю, что были
священники, проявившие героизм в борьбе с нацизмом, однако не о них речь. Ведь это
не они, а вы воюете с народной памятью. Речь конкретно о вас – неблагодарных
потомках, возомнивших себя вправе судить и осуждать целые поколения живших до
вас. Второе, что удивляет – это лицемерие. Говоря о недопустимости
общественного раскола, этот самый раскол провоцируется и наращивается.
Слушая выступление Иллариона мне вспомнились знаменитые
слова Александра Александровича Зиновьева: «Целили в коммунизм, попали в
Россию». Что ж, некоторым хватило ума и внутренней честности это признать. К
сожалению, не всем.
Несколько дней назад 26 марта для многих россиян стало
неприятным сюрпризом, когда на несанкционированные митинги Навального вышли по
всей стране тысячи молодых людей – студентов и даже школьников. Не хочу ни
преувеличивать, ни преуменьшать значение этого факта. Отмечу лишь, что
Навальный обещал России тунисский (читай, украинский) сценарий, и что на
Украине также все начиналось с борьбы против коррупции и «онижедетей». Акции
Навального ещё с 2011 года имеют явственный майданный запах.
Мне хотелось бы спросить митрополита Иллариона: понимаете ли
вы, что своими антисоветскими выступлениями бьете не только по коммунизму, однако и
по России? Что есть прямая связь между ведущейся двадцать лет антисоветской
пропагандой и выходящей на улицы молодежью?
Какова природа этой связи?
Советский проект, как бы мы не относились к изъянам в его
реализации, был построен на гуманистических идеях и ценностях, на мечте
создании царства свободного труда, о восхождении человека и человечества (см.
статью «Коммунизм, о котором мечтали большевики»).
Вспомните, как завершается поэма Александра Блока
«Двенадцать» о красноармейцах:
Так идут державным шагом —
Позади — голодный пес,
Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос
Красноармейцы показаны в поэме отнюдь не святыми, однако святым
является идеал, к которому они движутся, и потому впереди Христос. Если бы не было идеала, к реализации которого
страстно стремились большевики, революция стала бы концом России. Однако, по той причине, что
было идейное зерно, то из хаоса революции возник новый порядок. Отсталая страна
с неграмотным населением за двадцать лет преобразилась, стала влиятельной
сверхдержавой. Ещё важнее, что гуманистические ценности и идеалы в Советском
Союзе стремились передать детям.
Что произошло в 90-х годах прошлого века? Произошёл крутой
антигуманистический поворот. Если подумать, он не мог не произойти. Представьте
олигарха, который пришел к власти благодаря тому, что присвоил себе огромный
кусок общенародной собственности, и оказался достаточно «зубастым» и жестоким
для того, чтобы удержать его. Как вы думаете, этот олигарх будет заинтересован
в том, чтобы воспитывать у молодых россиян нетерпимость к воровству, гуманное
отношение к другому человеку, чувство ответственности за свою страну? Нет,
конечно. Люди с идеалами и ценностями, люди, в которых не убита совесть, миру
криминального капитализма несут серьезную угрозу.
Стоит ли удивляться, что одним из первых решений Перестройки
90-х был приказ вычистить из школ воспитание? Не только то, что было связано с
коммунистической идеологией, однако и любое воспитание. Вычищались сведения о
революционерах – кем они были, ради чего шли в тюрьмы и на каторги. Вычищались
и развенчивались советские герои. Вычищалась даже культура, потому что в ней
есть отрицание мелкого мещанского счастья.
Новым хозяевам жизни требуется было создать атомизированное
общество людей, каждый из которых думает лишь о своих мелких делах. Поэтому,
несмотря на протесты учителей, они заявили: "Воспитание вон из школы. У
новой России нет запроса на нравственное воспитание подрастающих поколений".
Пусть молодежь думает о чем угодно – о развлечениях, накоплении барахла,
эзотерики, сериалах, компьютерных играх, сексе, выпивке. Единственное, о чем
запрещено думать – это о безнравственности капиталистического мира и о
социальной справедливости.
В этом же русле - вольно или невольно - работают
антисоветчики. СССР за многое можно критиковать, однако когда советское прошлое
объявляется черной дырой, удар наносится не только по недостаткам в реализации
советского проекта, однако и по тем гуманистическим идеям и ценностям, по
мессианской мечте о разумной и справедливой жизни. Если бы антисоветчик
признавал, что большевики в чем-то были правы, и что их идеи созвучны
исторической России, он не был бы антисоветчиком. Он был бы критиком – пусть
даже сколь угодно жестким. Однако если советская Россия объявляется «Голгофой»,
значит, война ведётся не только с историей, однако и с советским гуманизмом.
В промежуток времени Перестройки антисоветчики прямо заявляли, что,
дескать, идеалы коммунистов были ложными, что не нужна России никакая историческая
миссия, и что жить надо лишь своими мелкими интересами. Позже, когда стало
ясно, что россияне чувствуют тоску по смыслам и не испытывают восторга от волчьих
законов рынка, антисоветчики изменили тактику. Теперь они стараются вовсе не
касаться этого вопроса, делать вид, будто бы ничего этого никогда не было.
Молодежь ничего не понимает, кем были революционеры. Их изображают то ли
кровавыми маньяками, то ли купленными агентами.
Двадцать лет российскую молодежь держат в смысловом голоде,
отчуждая её от собственной истории, от героев, от культуры. Двадцать лет
делается все, чтобы нарастал разрыв поколений, чтобы молодежь не вздумала
вглядываться в советское прошлое, искать в нем благие идеалы и ценности. Чего
добились? «Господа» вы так боялись появления новых поколений идейной молодежи,
что создали вместо них безыдейные поколения «майдана». Да, данные поколения не
будут бороться с уродствами капитализма. Эта несчастная инфантильная молодежь
просто поволочет свою страну прямо в историческое небытие. «Господа», однако это вы
создали российских «онижедетей». Ну и как, довольны результатами?
Это вы толкаете данную бедную молодежь идти к таким, как
Навальный, Просвирнин или Крылов. И хотя вы уже видите, какие "плоды"
взошли из посеянной вами антисоветчины, вы продолжаете её сеять.
По материалам сайта КПРФ