До недавнего времени девушки проходили лишь срочные курсы и, как показала практика прошлых лет, не всегда оказывались психологически готовы к суровым реалиям. Теперь студенты медколледжа, помимо теоретических знаний, получают практические навыки и умения, как спасать раненых в настоящих боевых условиях, сообщает издание «Крымская газета».
Незаб ытый опыт
Ещё во времена СССР представители профессии медсестёр были поголовно военнообязанными и учились оказывать медицинскую помощь в условиях «медсанбата». Потому что богатый и печальный опыт военно-полевой хирургии и медсестринского дела был накоплен после двух войн – Гражданской и Великой Отечественной. С развалом страны он стал вдруг не слишком востребованным, и военному делу обучали исключительно в специальных военных вузах и средних учебных заведениях.
Но последние события в мире и в нашей стране говорят, что даже люди мирных профессий должны быть готовы не только к труду, но и к обороне. Вспомним двух наших медсестёр, какие помогали детям в Сирии, когда их мобильный госпиталь попал под обстрел боевиков. Надежда Дураченко и Галина Михайлова спасали других и погибли сами. А ведь на смену им на чужую войну поехали оказывать помощь пострадавшим другие медсёстры.
Недавно главное Военно-медицинское управление подготовило программу подготовки медработников среднего звена со знанием узкоспециализированных дисциплин по военно-полевой хирургии, реабилитации раненых и тяжелобольных военнослужащих. А на базе медицинской академии имени Кирова начали подготовку военных медсестёр и фельдшеров, какие смогут оказывать медицинскую помощь непосредственно на поле боя. Об этом сообщил начальник Московского филиала Военно-медицинской академии имени Кирова полковник Вячеслав Половинка. Он отметил, что профессия оказалась наиболее востребованной. По его словам, подготовка военных фельдшеров осуществляется в Санкт-Петербурге непосредственно в самой академии, а подготовкой военных медсестёр занимается её филиал в Москве, на базе которого и открыт медицинский колледж.
– В связи с высокой потребностью в подготовленных профессиональных кадрах среднего звена в Москве возобновлена подготовка по специальности «Сестринское дело» на базе 11 классов общеобразовательной школы. В Московском регионе большое количество военно-медицинских организаций, а вот квалифицированных медсестёр и там недостаточно. Навыки и знания, какие получают у нас обучающиеся, в определённой степени отличаются от того, что преподают в гражданских медицинских образовательных организациях. Это прежде всего военно-полевая хирургия и терапия. По итогам подготовки в стенах академии наши медсёстры и фельдшеры будут способны оказывать качественную медпомощь пострадавшим и быть правой рукой врача, – сообщил Половинка.
Если ранили друга, сумеет подруга...
Одна из главных особенностей такой подготовки заключается в том, чтобы сразу погрузить студентов в военную атмосферу. С первых же месяцев учёбы начинающие медики практикуются в ведущих военно-медицинских учреждениях Минобороны. А вот их кураторы имеют реальный боевой опыт – это главные и старшие медицинские сёстры, оказывавшие медпомощь раненым. Руководство академии считает, что как раз «одна из главных задач подготовки состоит в том, чтобы сразу погрузить обучаемых в военную атмосферу».
Теперь у нас в стране начали готовить средний медицинский персонал, который способен не просто позвонить врачу и сообщить, что пациенту плохо, но и самостоятельно поставить предварительный диагноз, снять кардиограмму, выполнить другие необходимые манипуляции, чтобы врач ещё до прихода к пациенту мог понять, какие меры необходимо принимать. Согласитесь, что с такими медсёстрами наши граждане сталкиваются крайне редко. Может, они и в этот день есть, но вот работают исключительно в учреждениях Минобороны.
Ведущий исторически сложившийся отечественный принцип подготовки врачей (и медсестёр, и фельдшеров) в академии, предполагает «обучение у постели больного» – практическое усвоение элементов знаний и практических навыков, прежде всего вынесенных в категории учебных программ «Владеть!» и «Иметь опыт (навык)!». И дай бог, чтобы «военно-полевой» опыт обучения пригодился вовсе не на полях сражений и не в медсанбате, а в мирной операционной.