Положение дел в экономике страны вызывает тревогу у многих. И связывают это главным образом с введёнными против России санкциями. Одни считают, что после их отмены социально-экономическая ситуация в России ещё больше ухудшится. Другие от отмены санкций ожидают чуть ли не экономического бума. А как всё обстоит на самом деле?
Проанализировать создавшуюся ситуацию мы попросили наших авторитетных экспертов доктора экономических наук, профессора, академика КАН Олега Котолупова и доктора социологических наук, профессора, академика КАН Павла Хриенко, передаёт «Крымская правда».
- Нам ближе мнение специалистов Института системного анализа Счётной палаты РФ. Полагаем также, что снятие санкций не только не улучшит ситуацию в экономике, а может даже ухудшить по некоторым направлениям. Дело в том, что меры были направлены, в первую очередь, против финансовой системы России. Так называемые секторальные меры должны были вызвать кризисную ситуацию в компаниях и банках, занимающихся спекулятивными сделками. До введения санкций, получив на Западе дешёвые кредиты, спекулянты, а в основном это банки, через биржи проводили спекулятивные операции с высокой рентабельностью.
В условиях санкций банки продолжают свои спекулятивные операции, однако уже выкачивая финансы из реального сектора отечественной экономики.
К сожалению, наша финансовая система перевёрнута с ног на голову, и не банки финансируют реальный сектор, а реальная экономика финансирует банки.
Если же меры отменят, а это произойдёт рано или поздно, банки свою спекулятивную деятельность не прекратят, а просто увеличат её в объёмах, однако финансы в реальную экономику все равно не пойдут. Объясняется это очень просто. Уровень рентабельности при спекулятивных сделках на порядок выше рентабельности при производстве промышленной и сельской продукции. Получается, что намного выгоднее и проще спекулировать, чем производить. При этом система налогообложения предусматривает равные налоги что при спекулятивных финансовых операциях, что и при производстве реальной продукции. Поэтому прибыль в банковском секторе даже в условиях санкций ежегодно растёт в пределах 10%.
О запредельной прибыли в 2016 году в Сбербанке недавно председатель правления с гордостью докладывал президенту РФ. И это при том, что экономика России в глубоком кризисе. Следует добавить, что правительство РФ ежегодно направляет на так называемую докапитализацию банков, т.е. на поддержку банковского сектора из бюджета около 1 трлн. рублей.
Таким образом, в нашей экономике сложилась ситуация, при которой финансовая спекуляция прибыльнее любого производства в несколько раз. Выгоднее и проще делать деньги из воздуха, чем увеличивать выпуск продукции и развивать производственные мощности. По этому пути пошли многие предприятия. Как наиболее яркий пример можно привести «Роснано». Эта корпорация, получив из бюджета огромные деньги на разработку и выпуск инновационной нанопродукции, вместо реальной деятельности перечисляет государственные деньги на депозитные счета. Не зря Чубайс на корпоративной вечеринке заявил, что денег в «Роснано» очень много. Отмечая сверхприбыли в банковском секторе, следует заметить, что в этих показателях не учтены средства, выведенные в офшоры, объёмы которых тайна за семью печатями.
Ситуация в экономике показывает, что нужно срочно реформировать эту порочную финансовую систему, при которой средства выкачиваются из реальной экономики и уходят в спекулятивные операции. Реформирование возможно проводить по одному из двух вариантов: радикальному и более щадящему. Радикальный вариант, который всегда предлагается многими экспертами, среди них Гавриилом Поповым, заключается в полной ликвидации коммерческих банков. Все банки должны быть государственными и бесприбыльными. Примерно такую реформу провёл в своё время президент США Ф. Рузвельт, ликвидировав 27 тысяч банков из существовавших тогда 30 тысяч и обязав оставшиеся работать в интересах государства и под контролем правительства. Эта система действовала во время Великой американской депрессии.
Щадящий вариант, который нами поддерживается, заключается в повышении в разы налога на прибыль, получаемую от спекулятивных финансовых операций. Кстати, во всех развитых экономиках именно так и поступают. Полагаем, что второй вариант более реален и результативен.
Экономическое развитие страны осложняется уродливой денежно-кредитной политикой, проводимой Центральным банком Российской Федерации. Таким образом, инфляция по официальным статистическим данным, колеблется в пределах 5-6%, кредитная ставка ЦБ 10%, а минимальный процент, под который реальная экономика может получить кредит в банке, 14,5%. Мировая практика показывает, что экономика на подъёме, если ставка ЦБ ниже инфляции. Это объективность, которую невозможно отменить в одном отдельном государстве. Низкие процентные ставки и дешёвые кредиты стимулируют также инвестиционный климат, потребительскую активность, улучшают конъюнктуру, однако при этом основная часть средств направляется на развитие реальной экономики, на науку, на создание инновационных продуктов, на развитие человеческого капитала.
Таким образом, мы твёрдо убеждены в том, что ни государству, ни населению не стоит ждать отмены санкций как манны небесной. После отмены санкций никаких чудес в экономике не произойдёт, просто увеличатся объёмы спекулятивных сделок в банковском секторе, возможно, увеличится прибыль у сырьевых олигархов, однако государство и народ мало что получат.
Спасение нашей экономики в наших руках и в, первую очередь, в реформировании финансовой системы государства, которая должна быть переориентирована с личной заинтересованности банкиров в получении сверхприбылей на деятельность в интересах экономики страны и всего населения России. Реформирование финансовой системы лишь малая толика назревшей полной смены существующей в нашей экономике либерально-олигархической модели, построенной на экспорте сырья. Предложения по смене действующей в настоящее время малоэффективной системы изложены авторами данной статьи в брошюре «Антикризисный проект возрождения России», отдельные разделы которой были опубликованы во многих изданиях, среди них и зарубежных.
- Итак, вы полагаете, что российской экономике не следует ждать каких-либо значительных улучшений. Тем не менее в ряде СМИ эксперты выражают уверенность, что снятие санкций послужит стимулом для развития российской экономики.
- Уверены, что отмена санкций скорее будет иметь значение в международной политике, чем в экономике. Полностью разделяем мнение специалистов из Института системного анализа, что нет никаких предпосылок для серьёзных подвижек в нашей экономике. Эффективность любой экономической системы как социалистической, так и капиталистической, определяется в основном двумя факторами. Это производственные мощности и человеческий капитал. Оба фактора имеют количественные и качественные показатели. Так называемые реформы 90-х годов прошлого века резко сократили производственные мощности в России, а некоторые отрасли вообще были ликвидированы. Было на самом деле ликвидировано станкостроение, без которого производство современной технологии невозможно.
Также, из-за отсутствия инвестиций полученные от советского наследства мощности морально и физически устарели. Достаточно привести сравнительные данные, чтобы понять сегодняшнее катастрофическое отставание от наших партнёров по БРИКС, и, соответственно, отсутствие какой-либо перспективы в серьёзном росте экономики. Инвестиции в Индии составляют 40% ВВП, в Китае 48%, в России менее 18%, при этом каждый год инвестиции не растут, а сокращаются на 8-10%.
Эффективная инвестиционная политика позволила Китаю увеличить ВВП с 1991 года по 2015 год в 13,5 раза, за этот же промежуток времени Россия нарастила ВВП на жалкие 11%. Приведённые данные убедительно свидетельствуют о мрачной перспективе наращивания объёма производственных мощностей и повышения качества технологий при нынешних инвестициях. При этом загрузка существующих мощностей на пределе. К этому следует добавить дефицит рабочей силы и особенно квалифицированных специалистов.
Численность населения России с 1990 года по 2015 год уменьшилась на 3,2 млн. человек, и это с учётом мигрантов, а численность коренного населения сократилась на 13,3 млн. человек. Понятно, что мигранты в подавляющем большинстве являются работниками низкой квалификации, а эффективную советскую систему профтехобразования горе-реформаторы уничтожили в 90-х годах.
По этим причинам возможное снятие санкций не будет стимулом для роста экономики России. Необходима смена существующей либерально-олигархической сырьевой модели российской экономики на модель роста, предусматривающую наращивание мощностей за счёт инвестиций. Дефицит рабочей силы нужно решать за счёт повышения производительности труда, среди них обеспечивая развитие человеческого капитала.
Артём ВЛАДОВ.