В преддверии праздника Великой Победы коллектив Крымской таможни посетил места боевой славы воинов -освободителей, которые в годы Великой Отечественной войны защищали крымскую землю. В селе Любимовка Севастопольского района, где в годы ВОВ велись ожесточенные бои 30 береговой артиллерийской батарей (Максим Горький I) таможенники возложили цветы к памятнику командира батареи - капитана Георгия Александера и к памятнику
«Звезда», который был установлен погибшим матросам, защищавшим четвертый сектор обороны Севастополя. Во время экскурсии по батарее и музею, расположенному на его территории, таможенники узнали об истории создания оборонного сооружения, а также о героическом подвиге солдат и матросов, оборонявших Северную сторону города-героя Севастополя.
Сергей Воронков, подразделение которого в настоящее время обслуживает фортификационное сооружение и поддерживает боевую готовность батареи, рассказал экскурсантам, что постройка береговой батареи была начата, еще в 1913 году на возвышенности Алькадар с целью усиления обороны военно-морской базы в Севастополе. Господство над окружающей местностью обеспечивало двум орудийным 305-миллиметровым установкам, проворачивающимся на 360 градусов, круговой обстрел. Почти 100 лет назад батарею строили полностью электрифицированной. Все операции по заряжанию и наведению орудия выполняли 17 электродвигателей. На поверхности должны были находиться только орудийные башни с 200-миллиметровой броней. Остальные помещения батареи находились в железобетонном массиве длиной 130 и шириной 50 метров. Внутри блока на двух этажах располагались погреба боеприпасов, силовая станция, жилые и служебные помещения. С командным пунктом батарею должен был соединять 600-метровый подземный коридор. Работы велись до 1914 года.
Строительство батареи продолжилось в 1928 году, в башнях батареи были установлены 305 -миллиметровые корабельные орудия образца 1913 года.
В 1934 году батарея вошла в состав частей береговой обороны Черноморского флота с присвоением № 30. В 1936 году был сооружен главный командный пункт батареи, а также построена система постов корректировки огня, размещенных на мысе Лукулл, в устьях рек Альмы и Качи, на мысах Херсонес и Фиолент, а также над западным берегом Балаклавской бухты. Обширная сеть наблюдательных пунктов была необходима в связи с колоссальной дальнобойностью батареи - 44 километра. Батарея доставала до Николаевки или Почтового, могла накрыть снарядом Бахчисарай.
«Тридцатка» могла обстреливать площадь свыше 5 тысяч квадратных километров. В 1941-1942 гг. батарея под командованием капитана Г.А. Александера героически защищала город. У немецкого командования 30-я батарея получила название форт
«Максим Горький I» (под вторым номером шла батарея № 35, расположенная на мысе Херсонес).
Именно боевыми качествами батареи командующий 11 немецкой армией, Эрих Манштейн оправдывал перед фюрером неудачи при штурме Севастополя. За два месяца 30-я батарея произвела по немецким войскам 1238 выстрелов. Именно здесь зафиксированы случаи ведения огня прямой наводкой береговой батареи по танкам, причем были прямые попадания.
Понимая всю важность форта
«Максим Горький -1» в системе обороны города, противник для борьбы с ним перебросил под Бахчисарай гигантскую пушку
«Дора». Только один снаряд пушки весил 8 тонн. Пушкой было произведено более 50 выстрелов, но не один снаряд не причинил вреда батареи. Не достигнув результата, Манштейн перебрасывает в Севастополь мощную группу тяжелой артиллерии, 600-мм осадные орудия
«Карл».
Батарея, вела огонь до последнего снаряда. К 17 июня батарея расстреляла все боевые снаряды, новые атаки отбивались выстрелами учебных болванок. Попаданием такой болванки оторвало башню немецкому танку, попытавшемуся обстрелять батарею из района усадьбы совхоз - завода имени Софьи Перовской.
Батарея не сдалась, даже когда стало ясно, что она полностью окружена, а немецкие автоматчики уже просочились к башням. Подошедших автоматчиков обстреливали пороховыми зарядами - струя пороховых газов с температурой 3000°С буквально сдувала немецкую пехоту. 24 июня немецкий пехотный полк и три саперных батальона окружили батарею и ворвались на ее территорию. Гитлеровцы применяли огнеметы, заливали в трещины бензин, применяли подрывные заряды. Георгий Александер принял решение взорвать башни, все дизели и силовую станцию, уничтожить приборы стрельбы.
На батарее уже не было продуктов и воды, раненые умирали от нагнетаемого немцами дыма. Пытаясь сломить сопротивление защитников батареи, германские саперы произвели внутри уже разрушенных башен несколько мощных взрывов. 26 июня немцы прорвались внутрь батареи и взяли в плен оставшихся в живых артиллеристов.
После войны батарею восстановили и сегодня на объекте сохранились переговорные устройства начала прошлого века.