Так уж получилось, что в
день Победы оказался я на Казанском вокзале. Пока ждал поезд, рассматривал
росписи в вестибюле. А росписи – замечательные,
«Победа» и «Мир» работы замечательного русского и советского художника Евгения
Евгеньевича Лансере. И судьба их – замечательна. Возведение нового здания
вокзала по проекту архитектора Щусева началось в 1913 году, и к работе были привлечены лучшие инженеры,
строители, скульпторы и художники. В числе художников была и сестра Евгения
Лансере – Зинаида Серебрякова. Она подготовила эскизы росписи, женские
портреты, символизирующие страны Востока, и каждый из портретов был маленьким
шедевром.
Однако пока шла стройка,
началась Первая мировая война, потом началась революция. Возведение
постоянно приостанавливалось, упрощалось, первая очередь была завершена только
в 1926 году – в упрощённом варианте. Росписи Зинаиды Серебряковой остались
только в эскизах, а она сама к этому времени уже была в эмиграции, в Париже. Последняя
очередь строительства была завершена в 1940 году.
Такое вот роковое
совпадение: как начинали строить за год перед началом войны, так и завершили за
год до начала следующей войны.
Однако эта война закончилась
Победой – и в 1946 году Евгений Лансере создаёт огромные панно «Победа» и «Мир».
На панно «Победа» – русский
богатырь, поражающий копьём поверженное знамя со свастикой. Слева от него –
названия советских городов, ставших символами славы при обороне и освобождении:
Москва – декабрь 1941, Сталинград – январь 1943, Одесса – апрель 1944,
Севастополь – май 1944, Ленинград – январь 1944. Справа – названия европейских столиц, взятых
Красной армией: Бухарест – август 1944, Варшава – январь 1945, Буда-Пешт (именно так, в два слова – А.Т.) – февраль
1945, Вена – апрель 1945, Берлин – май 1945.
На панно «Мир» – женщина с
ребёнком на руках. И плоды мира, доступные каждому гражданину СССР – наука,
искусство, семья, отдых, труд у станка, труд в полях.
В 1946 году художник,
лауреат Сталинской премии, умер. А потом хрущёвские мазилки начали «поправлять»
мастера. Замазали профиль Сталина и намалевали профиль Ленина. И верх холуйской
тупости и невежества – замазали название Сталинград и написали «Волгоград».
Простите, какой «Волгоград»
мог быть в январе 1943 года?
По этой убогой хрущёвской
логике надо писать не о штурме Кёнигсберга в апреле 1945 года, а о штурме…
Калининграда.
Город переименовали?
Переименовали. По этой «логике» получается, что Красная Армия в 1945-м
штурмовала Калининград. Точно так же, как защищала «Волгоград» в 1943-м.
Эти панно созданы выдающимся
деятелем искусства и культуры более семидесяти лет назад. И вокзал – не самое
идеальное место для сохранности живописных шедевров. Особенно разрушительно
время повлияло на панно «Мир» – краски на левой стороне отслаиваются и
осыпаются.
Значит – объективно и срочно
необходима реставрация.
И реставрация – настоящая, с
восстановлением замысла и работы мастера, а не последующей мазни ремесленников.
Благо, что эскизы и фотографии сохранились.
На фреске Мазаччо «Изгнание
из рая» в капелле Бранкаччи (Флоренция), написанной в 1428 году, церковные
ханжи и лицемеры в 1674 году пририсовали Адаму и Еве фиговые листочки – однако при
реставрации в 1983-1990 гг. специалисты-реставраторы убрали эту фальшивку.
Сколько же будут мозолить
людям глаза эти хрущёвские фиговые листки? И почему цензура, введённая
Хрущёвым, действует под статьёй конституции, цензуру запрещающей? Неужели века
должны пройти – как в случае с Мазаччо – чтобы следы потуг злобных политиканов
и творческих импотентов убрать с работы мастеров?