| {fde_message_value} | | {fde_message_value} | 9 октября 1957 года
главная газета страны — «Правда» опубликовала сенсационные, самые первые
материалы об искусственном спутнике Земли. Схема его из газеты вдохновила
художника Евгения Николаевича Гундобина на создание первой почтовой марки на
данную тему. Чёрно-синяя марка, отпечатанная на голубой бумаге, поступила в
продажу 5 ноября 1957 года. Так была открыта космическая эра в истории
филателии! НЕ ЗРЯ называют марку визитной карточкой государства. На ней
отражаются события и даты, которыми гордится страна. Однако ведь и почтовая
открытка (вдумаемся в само название!) — также визитка страны. Во всех смыслах —
открытая, доходчивая, понятная, близкая всем. Текст её доступен для прочтения
каждому, кому попадёт она в руки, и чувства, выраженные в ней, — также самые открытые
и искренние.
В 1953 году моя мама, тогда школьница, отправила своему
дедушке Ивану Тимофеевичу открытку: старшеклассница в школьной форме с белым
фартучком и пионерским галстуком обнимает младшего братишку, в руках которого —
«Родная речь». Оба улыбаются, в руках букет: «С великим праздником Октября».
Дедушка прикрепил её кнопкой к стене и часто умилялся, повторяя: «На моих
внучков похожи!»
Старшие из читателей «Правды» наверняка помнят открытки
художника Гундобина, хотя фамилию автора, мелким шрифтом публикуемую на её
адресной стороне, замечают разве что коллекционеры-филокартисты. Однако так было не
всегда. Когда-то на адрес Министерства связи СССР из разных городов и весей
страны приходили письма с припиской: «Для художника Гундобина лично». А в них —
трогательные слова благодарности: «…положила открытки перед собой и пишу Вам,
уважаемый товарищ Гундобин. Вот за этих счастливых людей, что Вы так хорошо
изобразили, земной поклон Вам и сердечное спасибо!»
Да, именно счастливые люди Советской страны стали главными
героями художника Евгения Гундобина. Про новогоднюю открытку, где изображены
малыши, несущиеся со снежной горы, и сказочный Дед Мороз, приветствующий их,
изданную тиражом 15 миллионов, художник говорил: «В один день я поздравил весь
советский народ!»
Любопытно, что данный замечательный художник, всё творчество
которого стало ярким образцом социалистического реализма, корнями своими был из
рода купцов Гундобиных, державших полотняный завод в древнем Муроме. В далёком
1909 году Николай Алексеевич Гундобин со всеми домочадцами перебрался из родных
пенатов в Оренбург: крупная золотопромышленная компания пригласила на должность
старшего присяжного бухгалтера Казанского общества счетоводов. Красивым
каллиграфическим почерком выводил он записи в своих гроссбухах да амбарных
книгах, как зеницу ока хранил богатую коллекцию всевозможных перьев.
А сын его — Евгений Николаевич, родившийся 22 декабря (по
новому стилю) 1910 года, выбрал главными своими рабочими инструментами и тонкое
острое перышко, и мягкую кисточку. Он усердно учился рисованию ещё в школе и
после её окончания в 1927 году стал старшим чертёжником и
художником-картографом в Оренбургском окружном земельном управлении. В 1931
году Евгений в столице уже поступает в художественный институт им. Сурикова
(Вхутеин). Студентом подрабатывает карикатуристом в газете Завода им.
Осоавиахима, ретушёром — в иллюстрационном отделе газеты «Правда».
С 1936 года рисует политические плакаты и карты военных
действий в Европе для редакции «Известий». В воздухе пахнет войной, однако молодой
художник как будто на время отвлекается от тревожных реалий, погружаясь в мир
анимации, — после окончания курсов художников-мультипликаторов ему рады и на
«Союзмультфильме».
Война… Ожидаемая, однако такая неожиданная. Художник Евгений Гундобин
отправляется на курсы младших лейтенантов радиосвязи, однако командовать
радиовзводом пришлось недолго. Фронту нужны и творцы также! На Карельском фронте
художник и фотокор армейской газеты «Во славу Родины», снимая боевые эпизоды,
получает ранение. После госпиталя возвращается на фронт выпускающим газеты «В
решающий бой». Фронтовые дороги довели до Венгрии, Румынии, Австрии,
Чехословакии. Лишь в мае 1946 года Евгений возвращается в Москву с орденом
Красной Звезды и медалями на груди, а в кармане гимнастёрки — с осколком от
снаряда, что подарил на память о спасении военный хирург.
Газета «Вечерняя Москва» публикует его плакаты к
знаменательным датам и праздникам на первой полосе. В 1947 году «Вечёрка»
поздравляет читателей с 800-летием столицы плакатом Евгения Гундобина. В 1950
году он по заказу Дирекции знаков почтовой оплаты при Министерстве связи СССР
рисует первую свою почтовую марку, по сути — художественную миниатюру,
посвящённую конечно же Дню Победы.
Сын художника, Виталий Евгеньевич, вспоминает отца человеком
жизнерадостным, остроумным, откликающимся весёлыми карикатурами не только на
мировые события, однако и на события в жизни своей семьи. Накануне Всемирного
фестиваля молодёжи и студентов в Столице России в 1957 году сын решил «иллюминировать»
свой велосипед — вставил цветные лампочки в обода колёс. Отец нарисовал на сына
шарж, доведя «тюнинг» до абсурда, — Виталик с лампочками во рту, в ушах,
лампочки и вместо глаз…
…Страна, живущая как одна семья, не знала тогда, что идея
открытки, изображающей мальчугана с гирляндой флажков у ёлки, родилась у
художника, когда смотрел он, как наряжал ёлку его сынок. Примерил Виталик новую
школьную форму — и отец нарисовал открытку «Ещё «пятёрка»!» А когда сын уходил
в армию, по всей стране разлетелась открытка с солдатом, стоящим на страже
Родины, украшенная лавровой ветвью и гвардейской лентой… «Это я тебе в
назидание перед призывом», — сказал тогда отец.
К юбилею Евгения Гундобина отделением «Отечественные
художники-иллюстраторы» Союза филокартистов России и стараниями филокартиста
Светланы Корниловой был подготовлен изумительный календарь с изображениями
лучших его открыток. Готовится каталог, где будут представлены не только
открытки и марки, однако ещё и конверты, штампы, иллюстрации для прессы, фото из
семейного архива. Оказывается, у советского народа было гораздо больше
праздников, кроме Нового года, 23 февраля, 8 Марта, 1 Мая, 9 Мая и 7 ноября. И
все их можно «проследить» по открыткам и плакатам художника, составить
своеобразную ретроспективу жизни счастливых советских людей: школьников
поздравляли — с 1 сентября и с аттестатом зрелости, миллионы семей — с
новосельем и всю страну — с величайшими событиями космической эры.
Сегодня всё творческое наследие замечательного советского
художника Евгения Николаевича Гундобина стало назиданием нам. Надо помнить о
том удивительном времени, когда люди умели жить небогато, однако дружно и
счастливо. И все праздники у них были — семейными, однако только вот семьёй была
вся страна! По материалам сайта КПРФ Гамзатова, его знают, помнят, любят, почитают на всем
постсоветском пространстве. Нет в стране ни одного человека, будь то из
старшего поколения, будь то из молодежи, кто не знал бы его песню «Журавли»,
нет человека, которого бы не затронули до глубины души чувства печали, тем не менее и
неизъясним... |