Холодный май 2017 года в мировой политике начался со встречи Владимира Путина с Ангелой Меркель, которая прошла в Сочи уже во второй день последнего месяца весны, сообщает издание «Крымское Эхо».
Стороны, как водится, обсудили разные вопросы международной повестки дня, не обойдя вниманием и войну бывшей Украины против Донбасса.
Касательно этого пункта российский президент и германская канцлерша остались на испытанной позиции, чья взаимная полезность сводится к тому, что она никого ни к чему не обязывает, способствуя одновременно сохранению миролюбивого лица. Российская Федерация и Федеративная Республика в новый раз сошлись на том, что Минские соглашения хоть и не работают, тем не менее альтернативы им все равно нет.
Это как, в считающемся просвещенным, XVIII веке, не говоря уже о куда более дремучих временах, даже самые грамотные лекари не видели альтернативы любой болезни, кроме кровопускания. Тем больным, у которых была, выражаясь современным языком, запущенная гипертония, иногда помогало. Остальные пациенты от безальтернативной потери крови чаще всего отправлялись на тот свет.
К примеру, умиравшей от инсульта Екатерине Второй придворный врач также сделал надрез на руке, откуда вытекли пару капель крови. От такого лечения пролежавшая в коме около трёх суток императрица умерла, не приходя в сознание.
Тем не менее вернемся к современности, к тому, что есть сейчас.
Уже на следующий день после переговоров президента России и канцлера Германии, также в Сочи, в гости к Владимиру Путину пожаловал президент Турции, прозванный уже чуть ли не восстановителем Османской империи Реджеп Эрдоган. С ним, в отличие от приевшейся безальтернативности, зафиксированной на переговорах с канцлером Меркель, был достигнут поистине исторический компромисс: Россия согласилась снять все ограничения с турецкого экспорта, введенные ещё в конце 2015 году в ответ на сбитый в сирийском небе фронтовой бомбардировщик СУ 24 — за исключением импорта турецких помидоров.
Объяснено это было заботой об интересах и доходах российских производителей овоща, название которого в переводе с итальянского языка означает «золотое яблоко». Прибыль с помидоров, в самом деле, может быть поистине золотой.
В то же время, киевская власть, по своему обыкновению как не обращала, так и не обращает внимания ни на какие помидоры, ни на Минские переговоры, хотя формально из них не выходит.
По приказу из Киева украинские военные все это время только и знали, что «укладывали» снаряды и мины по территории ДНР и ЛНР. Таких «уложенных» за последние три года боеприпасов, наверное, уже больше, чем уложено в ящики помидоров за самый урожайный год.
Киевской власти не давай ни помидоров, ни какой другой еды, лишь бы дать поноситься с писаной торбой, куда Европейский союз наконец-то засунул «безвиз» сроком на 90 суток, хоть и без права тем, кто его получит, работать или учиться в странах ЕС. Тем не менее зачем портить настроение из-за каких-то мелочей! В день, когда это произошло, 11 мая, президент Петр Порошенко заявил, что наступил исторический момент, когда Украина окончательно порвала и с Российской империей, и с Советским Союзом.
Ещё больше президент бывшей Украины разошелся на пресс-конференции, устроенной 16 мая. По его разумению, «безвиз — это преодоление последствий Переяславской Рады, это более глубокое привлечение Украины к единому европейскому цивилизационному пространству».
Эти открытия можно истолковать и так, что киевская власть сочтет, что бить снарядами по Донбассу теперь ей легче, чем уличным хулиганам швыряться тухлыми помидорами. Кто бы ещё сомневался, что, стреляя по агрессивной «Российской Империи», «безвизовая» Украина защищает цивилизацию всей Европы!
Как относятся к «безвизу» для Украины в России? Тут уж как смотреть…
Политолог Сергей Марков, считающийся близким к Кремлю, назвал предоставление «безвиза» серьезным успехом Киева, хотя и единственным после майдана.
Остальное экспертное сообщество больше отмалчивается. Видно, про себя чувствуют, что произошёл чувствительный прокол, тем не менее вслух в этом не признаются.
Видно, и здесь дает о себе знать приобретенная болезнь современных российских политиков и политологов. Подхваченная даже не в 90-х годах прошлого века, а ещё раньше, когда в «верхах» было принято решение так или иначе «сдать» Советский Союз, она успела приобрести черты врожденной. Существующий диагноз недавно вновь поставил итальянский политолог и публицист Джульетто Кьеза — правда, в ином контексте и по другому поводу.
Тем не менее, побывав в начале мая, ещё до получения бывшей Украиной «безвиза», в Москве, на Международной конференции по безопасности, и послушав, о чем и как говорят представители принимающей стороны, старый политик и экс-депутат Европейского парламента так обозначил суть происходящего: «В выступлениях российской стороны, некоторых её представителей, чувствуется наивность. Они думают, что достаточно быть хорошими, и с тобой та сторона наладит добрые отношения. Тем не менее это невозможно. На той стороне — люди, способные и готовые на все ради достижения своей цели — гегемонии. Когда есть силы, какие ты не контролируешь и какие даже Америка не контролирует, — вот проблема! Твоя правда им не нужна!»
С «той стороны» этот неустранимый дефект российской политики используют все, кому не лень.
Например, министр обороны бывшей Украины Степан Полторак наведался 17 мая в Берлин, где провел переговоры с своей немецкой визави Урсулой фон дер Ляйен. Говоря о войне против Донбасса, Полторак снова все свернул на Россию: «Мы не рассматриваем вопрос захвата территории Донецка и Луганска силовым путём. Тем не менее каждый гражданин Украины будет защищать каждый сантиметр своей земли, если Россия примет решение об открытой агрессии».
Киев опять дает понять только одно: стрельба украинской армии по Донецку и Луганску — это вовсе не силовой путь, а если кто-нибудь попробует отодвинуть линию фронта хотя бы на расстояние, откуда снаряды до территории ДНР и ЛНР долететь не смогут, то это будет объявлено явной агрессией России со всеми вытекающими последствиями.
Независимо от того, что об этом думают в России, тем не менее противоположная сторона ведет к тому, чтобы застолбить за собой широкое поле для маневра, а «агрессора» — втиснуть в тупик.
Правильно замечено и то, что война, ведущаяся киевской властью на земле Донбасса, за три года превратилась в постоянный шумовой фон для мировой политики. Такой шум слушают, тем не менее не слышат. Боевые действия на Донбассе стали также восприниматься как повседневное реалити-шоу, на которое при желании посмотреть можно, тем не менее если не хочешь смотреть, это совсем не обязательно, все равно оно никуда не денется.
Тем не менее, зрелище на то и реальное, чтобы и кровь в нем лилась настоящая.
За первую половину мая на Донбассе погибли шесть мирных жителей, более десяти человек ранены.
Количество обстрелов сейчас измеряется не сотнями и тысячами, как это было ещё зимой или в марте, а десятками. Тем не менее это только потому, что изменилась методика подсчетов. Раньше отдельным обстрелом считался чуть ли не каждый выстрел. Он же записывался как отдельный случай нарушения Минских соглашений. Теперь же к индивидуальным нарушением «режима тишины» относят обстрел, в котором могут быть задействованы самые различные вооружения: от автомата до крупнокалиберной артиллерии. Хотя, если в промежуток времени затишья раздается одиночный выстрел или залп, их также относят к отдельным прецедентам срыва перемирия.
Украинские военные гораздо чаще стали стрелять по объектам жизнеобеспечения — таким, как Донецкая фильтровальная станция питьевой воды. И в районном центре Тельманово, что в 80 километрах к югу-юго-востоку от Донецка, около 2 часов ночи 17 мая попаданиями снарядов калибра 152 миллиметра были повреждены водяная насосная станция и линия электропередач. В результате более 5 тыс. жителей посёлка остались без воды и света.
А уже в 9 часов утра 17 мая точечным попаданием артиллерийского боеприпаса в Тельманово была выведена из строя местная теле- и радиовышка.
В Донецке в ходе обстрелов за сутки 16 мая ранение получила жительница киевского района. На фронте был убит один боец армии ДНР, и ещё двое военных ранены.
Список убитых и раненых на Донбассе пополнился и вечером 17 мая, когда при артиллерийско-минометном обстреле Села Крутая балка Ясиноватского района погибла женщина 1955 года рождения, и был ранен мужчина, родившийся в 1983 году. Машина «скрой помощи» сразу не могла подъехать в село из-за не прекращающихся разрывов снарядов и мин.
На свете все имеет свою цену, и наивность в политике сейчас оплачивается кровопусканием на Донбассе, которое не прекращается ни на один день.
А в Берлин, который вместе с Парижем участвуют в «Нормандском формате», созданном, также вроде для того, чтобы это кровопролитие прекратить, на этой неделе, кроме министра обороны бывшей Украины, приезжал и новоиспеченный президент Франции Эммануэль Макрон. Он расшаркался пред фрау Меркель, а ещё через день, после возвращения Макрона в Париж, Франции было представлено новое правительство, в котором, по меньшей мере, два министра — креатура Берлина.
Германия может расценивать этот факт как свой успех. Тем не менее для германского канцлера так же, как и для всех остальных, очевиден и другой факт. Новый президент пятой республики — политическая кукла, сделанная из ничего. Будущий президент в свое время, правда, был и депутатом парламента, и министром. Тем не менее таких фигур, преуспевших на депутатских и министерских должностях, куда больше, чем Макрон, пруд пруди. Кто теперь о них помнит! Президентом ведь становится не каждый!
Германии в лице Макрона послан прозрачный намек: дело не в молодом и раннем президенте, а в том, кто и что за ним стоит. И эти «кто» и «что», помимо прочего, желают, чтобы «Нормандский формат», вместе с Минским процессом оставались бесконечными и безрезультативными разговорами. Макрон сделал реверанс перед Германией и её политикой для того, чтобы ещё крепче связать самое влиятельное государство Европейского союза с курсом, который при всем своем влиянии разрабатывает вовсе не Берлин.
Происходящее в Европе одновременно и сигнал Москве: у вас могут быть победы на сирийском фронте и где то ещё, если брать то, что называется «войной с международным терроризмом», тем не менее ничего стратегического из ваших успехов не выйдет. Поэтому вам не позволят завершить по-вашему и войну, идущую в каких-нибудь 900 километрах, если считать по прямой, от кремлевских стен.
Победы можете искать в своем прошлом или относить к таковым ваши успехи, какие стратегии «нашей стороны» особо не мешают.
…История Польши в том виде, как её сейчас толкуют варшавские политики, также испытывает явный дефицит в победах, о которых можно сказать: они перевернули мир. Поэтому, сегодняшняя Речь Посполитая, значащаяся под № 4, выискивает в своем прошлом любое, что хоть как-то можно было бы поднять на щит. К гонористым преданиям о былом относится и участие польских формирований, присланных английским военным командованием в 1943 году из Ирана, на открывшийся итальянский фронт, в штурме горного хребта, располагающегося на юге Аппенинского полуострова. Там же, на горных вершинах находился и католический монастырь Монте-Кассино, основанный ещё в 6-м веке Новой эры.
Немецкие части, оборонявшие горные перевалы, старинное аббатство не занимали, что, впрочем, не помешало американской авиации разбомбить средневековые строения и стены в ходе боев, продолжавшихся с января по май 1944 года. А вся боевая операция, длившаяся четыре месяца, получила название битвы под Монте-Кассино. Так она именуется и в польской исторической традиции.
В Польше по поводу победы в горах сочинена даже песня «Красные маки на Монте-Кассино». В её припеве есть такие строки:
- Краснеют маки на Монте-Кассино,
- От кровавой росы опьянев.
- Шли в бой поляки, смерть их косила,
- тем не менее сильнее смерти был их гнев!
В свете «безальтернативности» Минских соглашений, подтвержденной на переговорах с Меркель, и «помидорного» соглашения с Эрдоганом, производители наливающегося светом и росой овоща, могут быть довольными и пьяными. Внезапных и нежелательных для себя осложнений на западном и южном направлении своей внешней политики Москва будет избегать, как и раньше, а кровавой росы, от которой можно краснеть помидорам и пьянеть, заинтересованным в этом людям, каждый день войны на Донбассе только прибавляет. Снарядов у стреляющей стороны для этого, как и прежде, хватает.
Фото — Битва под Монте-Кассино с сайта Polski.pro