Приближается новый «момент истины», позволяющий определить место Крыма в российском пространстве исход истории со строительством на границе Тихой бухты одиннадцатиэтажек под покровительством одного из местных авторитетов позднесоветского образца, которую генеральный директор МИА «Россия в этот день», замгендиректора ВГТРК Дмитрий Киселёв назвал «архитектурным преступлением», позволит понять, какая из элит на полуострове авторитетнее московская или местная, завязанная на киевских «решал» и функционеров нелегального меджлиса. А жителям крымской столицы, власти которой считают не диверсией, а «технической ошибкой» изданную по их заказу рекламу победы партизана в вышиванке над «москалём» в гитлеровской форме, скоро предстоит узнать, наши в городе или всё ещё оккупанты, сообщает издание «Крымская правда».
Тревожный звонок
- Утром поздравил с последним звонком учащихся родной третьей школы Симферополя (слово «родная» в этом случае не просто формальность, а искреннее ощущение!) рассказал 25 мая в социальной сети депутат Госдумы Андрей Козенко. Ну, а свою задачу на следующий учебный год я уже сформулировал: завершить проект создания музея Великой Отечественной войны, который мы начали вместе с ребятами и педагогами.
На этом праздничном и патриотическом фоне в крымской столице развивается скандал, уже далеко перешагнувший границы полуострова.
В изданную тиражом 1100 экземпляров по заказу городской администрации книгу-альбом под извиняющимся названием «Симферополь. Что ни говори, а правда нужна!» путём незатейливого фотомонтажа вкралась досадная «ошибка»: гитлеровский офицер, которого на агитационном плакате убивает крестьянин-партизан в вышиванке, оказался переименован в «москаля», а нацистская символика на его мундире заменена изображением государственного флага Российской Федерации. В работе над книгой принимали участие более 30 человек. Историки, ведущие симферопольские краеведы, фотографы, художники, верстальщики и т. д. Использованы материалы Российского исторического архива, личных архивов известных фотографов. Большая часть краеведческих материалов публиковалась ранее. Издание не предназначено к продаже. Учитывая, что книга создавалась, версталась и печаталась в разных городах, в настоящее время разбираемся, каким образом и на каком этапе могла быть допущена данная техническая ошибка, рассказал редактор-составитель книги, начальник управления информационной политики администрации Симферополя Александр Шилко. Безусловно, привлечём ведущих крымских учёных и краеведов, специалистов по периоду фашистской оккупации Симферополя для получения объективной оценки исторических фактов, изложенных в книге. Учёные должны сказать своё слово.
Учитывая, что книга подписана в печать осенью прошлого года, а к настоящему моменту уже отпечатана, с привлечением специалистов (кстати, между рецензентов числится известный украинский «учёный», сделавший, «обличая» крымских партизан, неплохую карьеру и снискавший себе скверную славу между историков) для объективной оценки немного запоздали. А вот назвать автора и исполнителя выдаваемой за «ошибку» диверсии стоило бы. Как ни говори, а правда нужна.
Природой «технической ошибки» заинтересовались и компетентные органы часть тиража изъята сотрудниками УФСБ по Республике Крым и Севастополю.
Неприморская «ницца»
Глава столичной горадминистрации представил журналистам утверждённую на внеочередной сессии 18 мая в должности главного архитектора Симферополя Ирину Иванову. По словам главы горадминистрации Геннадия Бахарева, при отборе кандидатур «основные требования были связаны с пониманием генплана и наличием концептуальных решений по проблемным вопросам «Старого города». Сама Иванова сообщила, что она не только архитектор, но и строитель-реставратор, на её счету более 50 объектов.
Знание местных реалий было проиллюстрировано пожеланием видеть на месте расчищенной рыночной площади мини-парк и ряды бутиков «более высокого уровня, с красивыми фасадами, с более дорогим предназначением, чем просто торговля продуктами или вещами какого-то низкого качества». А если ещё и симферопольцев заменить, ну скажем, парижанами… Впрочем, ничего подобного сказано не было. Напротив, была высказана готовность «работать с людьми» и озвучено намерение «увековечить» не себя, а город, «чтобы приезжали отдыхать сюда, а не в Ниццу, сравнивали не нас с Ниццей, а Ниццу с нами». Означает ли это, что Симферопольское водохранилище придётся «отреконструировать» в стиле Средиземного моря, или сам Симферополь планируется подвинуть километров на 30-40, пока не ясно, но в общем, как считает Иванова, предшественников подводили амбиции, а амбициозным архитектором в столице Крыма быть нельзя.
Отметив, что по реконструкции площади Ленина есть «очень много разных обращений», главный архитектор столицы остановилась лишь на одном: «перенести статую Ленина, убрать её оттуда и вернуть фонтан, который был до этого», попутно уточнив, что «тот фонтан, который был, уже просто не может находиться на этой площади», поэтому будет другой, а ещё придётся «отреконструировать» здания совета министров и музыкального театра, чтобы привести их в соответствие друг другу. - Но Ленина нельзя трогать. Это наша история, спохватился Геннадий Бахарев. Политический вопрос, поэтому резких движений не делать. - А мы не будем, перенесём его, с улыбкой пообещала не амбициозный специалист по увековечиванию. Я не говорила, что мы будем демонтировать статую Ленина. Я говорила, что мы, может быть, её немножко сдвинем или перенесём. - Ленина трогать нельзя,- уже почему-то со смехом повторил глава администрации. Это значит и двигать также! Данные, в целом довольно безобидные, рассуждения вызвали предсказуемый общественный резонанс. Уж очень явно запахло «Второй Францией», с её «ленинопадами». А неутомимый депутат городского совета Степан Кискин «выразил решительный протест» в открытом обращении на имя главы республики. «Считаю, что новоназначенный главный архитектор Симферополя не должна лезть в политику вовсе, говорится в обращении. Прошу вас, используя свой авторитет, донести до главного архитектора крымской столицы мои доводы о недопустимости переноса в сторону памятника Ильичу. Прошу вас порекомендовать Ирине Ивановой заняться борьбой с нелегальными НТО в городе, несанкционированными жилыми постройками, проектом реконструкции микрорайона «старый город», наконец, решить задачу переноса Центрального рынка и позаботиться об архитектурном облике исторического центра крымской столицы».
Разумеется, всего лишь совпадения, что утверждение кандидатуры главного архитектора произошло 18 мая, а рассуждения о судьбе «статуи Ленина» пришлись на 23-е тот самый день, когда сначала адвокат Николай Полозов, а затем подконтрольное правительству агентство «Крыминформ» рассказали, что «Верховный суд Крыма получил согласие главы запрещённого в России за экстремизм крымскотатарского меджлиса, депутата Верховной Рады Украины Рефата Чубарова приехать на полуостров». Крымчане не забыли выдвинутый Чубаровым тогдашним властям 23 февраля 2014 года ультиматум с требованием убрать памятник с площади в 10-дневный срок. Эта «магия цифр» может быть только случайной, но осадок всё равно остался. Хотя сама по себе концепция «Крымской чаши» и желание видеть центр столицы «очень низким, спокойным, зелёным и имперским» не вызывают протеста (если, разумеется, администрация согласится сохранить зелёные насаждения). Да и фонтан также можно чтоб как в Ницце, но без амбиций. Вот только что именно мы собираемся «увековечивать»? Симферополь с его более чем двухвековой историей или представления «не амбициозного» архитектора о том, как должен выглядеть уездный вариант Ниццы? Когда увидим проект, поинтересуемся оценками специалистов. А общественно-политический эффект уже сейчас заметен.
Николай ФИЛИППОВ. Фото с сайта Симферопольской городской администрации