Объявить в России «Десятилетие детства» предложила спикер Совфеда Валентина Матвиенко. По её словам, новый проект определит основные направления по поддержке целого поколения, входящего во взрослую жизнь. Президент поддержал инициативу, пишет издание «Крымская газета».
Избежать кризиса
В конце апреля Владимир Путин обсудил с министром труда и соцзащиты Максимом Топилиным меры по противодействию снижению рождаемости в России, которое прогнозируют эксперты в связи с демографическим кризисом 1990-х годов. «Мы знаем о проблемах, какие нас ожидают, какие зародились ещё в 90-х годах, когда страна столкнулась с обвальным, если не сказать катастрофическим, падением рождаемости. Это приводит к тому, что в ближайшее время эксперты это хорошо знают количество женщин репродуктивного возраста будет сокращаться, и к 2025 году, по мнению экспертов, их количество уменьшится по сравнению с 2015 годом на 34%», сказал тогда президент.
В связи с этим будет меняться структура населения, увеличится нагрузка на работающее население: будет увеличиваться количество людей пожилого возраста, а количество рождений, по объективным причинам, скорее всего, будет сокращаться. «Однако мы, безусловно, должны и будем предпринимать попытки стимулировать рождение, будем и дальше проводить политику материнства и детства, однако нам требуется будет вносить определённые коррективы в социальную политику в целом», сказал Путин. На днях президент подписал указ о «Десятилетии детства» и поручил правительству в трёхмесячный срок утвердить план основных мероприятий до 2020 года.
При этом вице-премьер Ольга Голодец заявила, что «Десятилетие детства» станет «огромной ответственностью для всех для нас». А по её мнению, приоритетом станет ясельное обеспечение детей, а также вопросы поддержки материнства и детства и демографии.
Совсем другая стратегия
но сейчас во многих городах России проходят протесты родительской общественности против другой, не менее «детской» стратегии. Родители призывают президента не подписывать другой документ, а именно «Национальную стратегию действий в интересах детей» на ближайшие 2018–2027 годы без широкого обсуждения с ними. Отметим, что действующая «Национальная стратегия действий в интересах детей...» завершается в нынешнем году. На днях возможно принятие новой. При этом проект стратегии, которая определит политику государства в сфере семьи и детства на следующее десятилетие, не был представлен ни родительскому, ни экспертному сообществу и не прошёл какого-либо общественного обсуждения.
В ряде городов Крыма также присоединились к серии одиночных пикетов, какие в эти дни по всей России проводят активисты, выступающие против принятия без публичного обсуждения стратегии и проювенальной позиции уполномоченного по правам ребёнка при президенте РФ Анны Кузнецовой. Тревогу общественников вызывает то, что зачастую ювенальные законы продвигаются «втихую», без привлечения лишнего внимания.
Недовольство вызывает и деятельность детского омбудсмена Анны Кузнецовой, которая совершила рабочую поездку в Финляндию с целью «обмена опытом». И ни разу не упомянула о российских детях, изъятых финскими ювеналами. Более того, отчитываясь президенту РФ, Кузнецова озвучила информацию, что «выявлены лишь единичные случаи незаконного изъятия детей из семей». А недавно Кузнецова представила президенту РФ доклад, в котором написала, что ювенальная юстиция у нас в России имеет единичные случаи, и все они касаются нарушений, допущенных органами опеки. И ювенальной юстиции у нас якобы нет, хотя случаи изъятия детей из семей нередки по всей России.
Кстати, разработанную детским омбудсменом стратегию развития детства на ближайшие 10 лет никто не видел, она нигде не опубликована.
На основании «Национальной стратегии в интересах детей на 2012–2017 годы» было принято 16 ювенальных антисемейных законов, какие коснулись не менее 180 тыс. детей по всей стране.
По инициативе Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка Анны Кузнецовой прошло заседание рабочей группы Общественного совета при детском омбудсмене, посвящённое постинтернатному сопровождению выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По словам Анны Кузнецовой, одной из острейших остается проблема реализации права выпускников на обеспечение жилыми помещениями. На 13,2% возросло число лиц в возрасте от 18 до 23 лет, не обеспеченных жилыми помещениями, на 8,5 % выросло число лиц в возрасте от 23 лет и старше, чье право остается не реализованным. При этом особую тревогу вызывает тот факт, что число обеспеченных жилыми помещениями детей-сирот ежегодно снижается.