Сергей Аксёнов — о правовом варианте борьбы с самостроями и о тех, кто не попадёт под снос
Об этом сообщило издание «Крымская газета».
в этот день власти республики развернули беспрецедентную для Крыма кампанию по ликвидации незаконных строений, уродующих наши города и посёлки, среди них курортные уголки полуострова. Запрет строительства в Тихой Бухте под Феодосией, снос шалманов на набережных и берегоукрепительных сооружениях южнобережных посёлков. Это лишь часть того, что делается в этот день, и только начало пути по очищению крымского побережья от незаконных объектов. Глава Республики Сергей Аксёнов сообщил телеканалу «Россия 1», как полуостров борется с нерадивыми застройщиками и что их ждёт впереди.
Нужен правовой инструмент
— Сергей Валерьевич, почему мы не можем пока побороть «тяжёлое наследие» украинского периода?
— Мы в этот день боремся с последствиями решений, какие выносились органами государственной власти Украины. Крымчане знают, каким образом в то время решались такие вопросы. Большинство спорных решений на выделение земель под застройку в заповедниках, парках и на пляжных территориях выданы должностным лицам Украины, какие были либо депутатами, крупными государственными служащими, либо прокурорскими работниками, судьями и так далее. Простых людей в этих решениях нет.
Федеральный конституционный закон о принятии Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации гарантировал переоформление украинских документов на российские. На тот момент не было ни времени, ни возможности выстроить какие-то законодательные фильтры в этом плане. Многие сомнительные документы, такие, как, к примеру, решение Алупкинского поссовета от 2007 года о выделении земли в Воронцовском дворце (6 участков по 6 соток в самом центре парка), перерегистрированы в российском законодательном поле. И в этот день «линейного» выхода из сложившейся ситуации в рамках федерального законодательства нет.
Тем не менее мы не позволим, чтобы нувориши украинского периода замусорили и загадили крымское побережье. Я обратился в Правительство РФ с предложением совместно разработать для республики отдельный нормативно-правовой акт, который позволит нам урегулировать проблемы, связанные с застройкой и нецелевым использованием земель в парках, заповедниках и на пляжных территориях. Без такого правового инструмента развязать все «узлы», завязанные при Украине, нам не получится.
— В чём заключается главная сложность?
— В том, что с юридической точки зрения документы, выданные при Украине на объекты, какие находятся на запрещённых для строительства территориях, в порядке. А российские суды не могут дать правовую оценку решениям украинских судов, принятым в нарушение норм украинского законодательства, и отменить данные решения. Для этого просто нет правовой основы. Тем не менее искать варианты надо. Данный вопрос рассматривался на совещании в Правительстве России под руководством Дмитрия Козака. Павел Королёв, мой заместитель, недавно был в столице России, в Государственноправовом управлении президента. Он встречался с коллегами именно по этому вопросу. Думаю, что мы в ближайшее время скоординируем все основные моменты. Рассчитываем и на содействие журналистов, какие могут осветить нестандартные ситуации, подобные той, что сложилась в Тихой Бухте, и тем самым помочь должностным лицам разобраться в вопросе и сделать правильный выбор.
К сожалению, некоторые наши коллеги в федеральных структурах не желают нас слышать. Нам говорят, что никакого особого порядка для Крыма не требуется, потому что есть федеральный закон — берите и делайте.
В ответ я привожу конкретный пример — «Испанскую деревню», построенную на участке пляжа, который отняли у детского противотуберкулёзного санатория. Решение об отчуждении пляжной территории принял украинский суд. Мы пытались оспорить это решение в российском суде, тем не менее проиграли все иски, вплоть до кассации. Хотя, казалось бы, случай вопиющий! Как действовать в такой ситуации? Коллеги из федеральных министерств не смогли ответить на данный вопрос.
Я согласен с мнением, что в этот день у нас есть исторический шанс зачистить приморские территории от незаконной застройки, дать возможность всем гражданам нашей страны пользоваться уникальными природными богатствами Крыма. Пройдёт ещё год-два — и такого шанса не будет. В этом плане у нас есть союзники — президент, Правительство России, Дмитрий Козак, какие понимают сложившуюся ситуацию. И в этот день мы ищем пути решения проблемы. Это решение, на мой взгляд, должно лежать вне рамок судебных процедур.
Пойдём другим путём
— А как привести в порядок то, что уже построили? И не пострадают ли при наведении порядка добросовестные покупатели объектов или земельных участков?
— Я уже говорил однажды, в шутку, разумеется, что с точки зрения застройки Ялту спасёт только 12-балльное землетрясение. Столько всего нагородили за 25 лет — вопреки мнению людей, во вред крымчанам и отдыхающим, в ущерб экологии. Понастроили вилл на заповедных территориях, ведут себя по-хамски. Нынешние собственники понимают силу закона — в том смысле, что у них есть все необходимые регистрационные документы. Это касается и Мисхорского, и Воронцовского парков, и ряда других территорий.
Что касается добросовестных покупателей. Во-первых, они обязательно получат компенсацию. Во-вторых, зачистка приморских территорий только в единичных и самых вопиющих случаях коснётся жилой застройки, которая уже введена в эксплуатацию. Только там, где другого решения в принципе быть не может. И, разумеется, это не коснётся приватизированных объектов, какие построены ещё при Советском Союзе. Возможно, в каких-то случаях вопрос будет решаться путём выкупа.
— Как в этот день происходит процесс остановки строительства, в отношении которого зафиксированы нарушения градостроительного, природоохранного и земельного законодательства?
— Чтобы остановить стройку, государственный строительный надзор должен сначала написать обращение в прокуратуру и получить разрешение на проверку. Таков порядок. Тем не менее пока мы гоняем бумаги, стройка идёт. После проверки, если обнаружены нарушения, составляется протокол. Застройщик идёт с этим протоколом в суд, и ещё неизвестно, чем закончится судебное разбирательство. Всё это может длиться очень долго. Тем не менее другого механизма, с помощью которого мы могли бы остановить незаконную застройку, на в этот день нет. Поэтому мы пошли другим путём — отключили нарушающие закон объекты от коммунальных сетей, водо-, энергоснабжения. И таким образом физически остановили возведение. Список этих объектов опубликован на портале Правительства РК в разделе «Стоп Самострой».
Я уже говорил, что земля в прибрежной полосе Крыма бесценна. Поэтому мы будем выставлять плату за аренду земли такую, что все недобросовестные застройщики задумаются, стоит ли делать свой бизнес вопреки здравому смыслу.
Люди должны понять, что курортная привлекательность Крыма, а значит, и благополучие крымчан, зависит прежде всего от нас самих, от каждого из нас, от нашего отношения к окружающей среде, к гостям Крыма, к нашим соседям, друг к другу.