Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) 20 июня вынес решение по делу «Баев и другие против России». Суть дела в том, что истцы просили признать дискриминационными российские законы, запрещающие пропаганду гомосексуализма между несовершеннолетних.
Хотя и направлены на защиту детей
Судьи (в соотношении шесть против одного) признали, что законодательство России таки нарушает положения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. «Хотя соответствующие законы направлены в первую очередь на защиту несовершеннолетних, пределы этих законов не были чётко определены, и их применение носило произвольный характер», – говорится в судебном решении.
Здесь следует отметить, что закон о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений между детей, в том числе через СМИ, Интернет и вирусную рекламу, был принят Госдумой в прошлом году. При этом максимальный штраф за его нарушения достигает миллиона рублей. Также, отдельно была определена ответственность для иностранных граждан и лиц без гражданства (кроме штрафов, для них предусмотрено обязательное выдворение из России или арест до 15 суток с последующим выдворением). Евросоюз пытался помешать принятию закона, давя на то, что он «может усилить дискриминацию и насилие» в отношении представителей секс-меньшинств. Впрочем, все эти увещевания какого-либо эффекта не возымели. Поэтому меньшинства решили пойти, так сказать, обходным путём – через европейские правовые институты. И вот, собственно говоря, результат этих усилий.
Будем обжаловать
Вместе с тем в Министерстве юстиции России уже заявили, что в течение трёх месяцев обжалуют это решение ЕСПЧ. В министерстве настаивают: положения российского законодательства не противоречат международной практике и направлены исключительно на защиту нравственности и здоровья детей.
«Соответствующие акты не устанавливали каких-либо мер, направленных на запрет гомосексуализма или его официальное порицание, не содержали признаков дискриминации и по своему смыслу не допускали избыточные действия органов публичной власти. Конституция РФ гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от различных обстоятельств, и запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности», – говорится в сообщении министерства. Поэтому, добавили в Минюсте, оспариваемые положения не могут трактоваться как ограничивающие свободу слова, на чём настаивают в ЕСПЧ.
В свою очередь, Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова сказала, что европейская судебная инстанция могла неправильно интерпретировать российский закон, перепутав пропаганду и выражение мнения. «Выражение мнения и пропаганда – это две разные категории, имеющие различный инструментарий действий. Наш закон, говоря о запрете пропаганды, был неправильно интерпретирован, на мой взгляд, судом», – изложила омбудсмен свою позицию в комментарии.
Она добавила, что в России гомосексуалисты не преследуются и нет ответственности за гомосексуализм, «тем не менее пропаганда этого явления, склонение к такому образу жизни противоречит нравственным принципам». При этом Татьяна Москалькова отметила, что окончательные выводы о решении ЕСПЧ она сделает после его тщательного изучения.
А политики не сдерживались
И если Москалькова всё же попыталась прокомментировать решение ЕСПЧ, подбирая дипломатические обороты, то российские политики себя не сдерживали. Например, председатель комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий, заявил, что этот суд уже давно используется как «инструмент искусственного очернения» России.
«Это не первая ситуация за годы нашего членства в Совете Европы, когда ЕСПЧ принимает, прямо говоря, политически мотивированные решения в отношении России. Этот вердикт из того же разряда. Всё это говорит об ангажированности Страсбургского суда. Остаётся только сожалеть, что судебное пространство Совета Европы политизируется, а ЕСПЧ используется как инструмент искусственного очернения России», – цитирует депутата пресса. Россия, отметил парламентарий, против навязывания чуждых ей семейных ценностей и «не позволит калечить умы подрастающего поколения».
А первый заместитель председателя комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Дмитрий Вяткин назвал данное решение ещё одним способом давления на нашу страну. «В отношении России они (ЕСПЧ) выбирают эти дела исключительно по политическому мотиву и признаку и пытаются оказать на нас политическое давление. Лично для меня приоритет Конституции и постановление Конституционного суда очевиден, а то, что ЕСПЧ принимает те или иные постановления, мы их можем не исполнять, если так решит Конституционный суд», – заявил депутат..