на практике во всех регионах России работают общественные наблюдательные комиссии (ОНК) при управлениях ФСИН. В Крыму такая создаётся впервые. Общественники из этой организации наделены правами контролировать условия содержания граждан в любых местах лишения или ограничения свободы.
Работа над ошибками
Круглый стол с кандидатами в крымскую ОНК и сотрудниками пенитенциарных учреждений в крымском Управлении ФСИН провели заместитель председателя Общественного совета ФСИН РФ Виктор Кохтачёв и эксперт ОС Пётр Карпенко. Они отметили, что в сферу деятельности общественников входят защита прав и интересов как сотрудников системы, так и осуждённых и подследственных. Тем не менее, в отличие от общественных советов, у членов ОНК другие, наиболее широкие полномочия. Наблюдательные комиссии, например, ФСИН не подчиняются, а контролируют их работу и условия содержания граждан, лишившихся свободы. Впрочем, одна из главных задач общественников ОНК – помочь администрации учреждения решить возникшую задачу, а не дестабилизировать обстановку. Гости привели немало примеров, когда начинающие «контролёры», не совсем понимая свои полномочия, допускали немало ошибок в работе. Например, высказывали своё недовольство сотрудникам в присутствии осуждённых, грозили им карами небесными, чем наиболее радовали арестантов и роняли авторитет администрации. А восстановить его бывает крайне сложно.
Также, попадались и общественники, согласившиеся «помочь» по просьбе родственников тому или иному сидельцу за определённую плату. Один из таких случаев дошёл до суда, и следствию удалось доказать вину члена ОНК, несмотря на то что оплата его услуг была безналичной и переведена на банковскую карту. Приговор суда не заставил себя долго ждать, тем не менее оказался условным.
Примирить обе стороны
Виктор Кохтачёв отметил, что возникает и такой вопрос: зачем, казалось бы, контролировать сотрудников учреждений ФСИН, если они профессионалы, у всех есть образование, все принимали присягу? Тем не менее никуда не деться, к сожалению, и от коррупционной составляющей – крымчанам известны случаи, когда сами работники колонии или изолятора за вознаграждение проносят в зону мобильные телефоны, деньги или другие запрещённые предметы. После задержания их «подвиги» попадают в сводки происшествий.
«Главным оружием» членов ОНК Кохтачёв назвал слово. Следует работать с осуждёнными по их письмам, проводить проверки и беседы. Тем не менее в любом случае задача общественников отнюдь не рассорить администрацию с заключёнными, а примирить, прийти к такому решению, которое устроит обе стороны. Также гость сообщил, что осуждённые в своих бедах привыкли винить сотрудников ФСИН, мол, это вы меня посадили, лишили свободы и издеваетесь. Отметим, не ФСИН выносит приговоры, а суд, с учётом всех «особенностей» преступления. Общественники же могут повлиять на условия содержания, тем не менее в рамках закона.
Кстати, гости напомнили, что готовится новая федеральная программа по работе всех учреждений ФСИН РФ. Когда она вступит в действие, учреждениям (их спекцонтингенту) придётся перейти на полное «самообслуживание», то есть самим себя кормить и содержать. И в этом также необходима помощь членов ОНК.