Последние новости

Реклама

В Киргизии завершён приём документов от граждан, желающих участвовать в президентских выборах 15 октября. Таковых набралось 59 человек. Ещё до начала агитационной кампании предвыборный марафон ознаменовался серьёзными конфликтами.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ гонка в Киргизии преодолела важную ступень. Поздно вечером 31 июля Центризбирком принял пакет документов от последнего претендента на высший государственный пост. Между почти шести десятков граждан есть представители разных возрастов, профессий, национальностей и социальных слоёв — чиновники, бизнесмены, безработные, пенсионеры и т.д. Большинство из них являются самовыдвиженцами, и лишь 11 человек выдвинуты политическими партиями. Такое же число — 11 претендентов — имеют судимость. По информации ЦИК, желающие руководить страной люди в разное время обвинялись в коррупции, незаконном изготовлении и перевозке наркотиков, насильственном захвате власти и возбуждении межэтнической вражды.

Несмотря на обилие соискателей, более или менее реальные шансы дойти до финишной прямой есть у немногих. Законодательство Киргизии предусматривает немало фильтров, каждый из которых неизбежно оставит за бортом немало фигур. В их числе — тестирование на знание киргизского языка, обязательный денежный залог в размере 1 миллиона сомов (870 тыс. рублей) и сбор 30 тысяч подписей в свою поддержку. Да и большинство самих претендентов вряд ли рассчитывают на победу: кем-то движет личное тщеславие, а кто-то планирует добиться «хлебной» должности, в последний момент отказавшись от участия в гонке в пользу «проходного» кандидата. Таким образом, в избирательные бюллетени попадёт, вероятнее всего, не больше 10—15 фамилий.

Отличительной чертой нынешних выборов является отсутствие заранее известного лидера электорального марафона. Политологи называют по меньшей мере трёх кандидатов, которым по плечу борьба за президентское кресло, — нынешнего премьер-министра Сооронбая Жээнбекова и двух экс-глав правительства — Омурбека Бабанова и Темира Сариева. Все они обладают достаточной известностью и необходимыми материальными ресурсами. Непредсказуемость голосования предопределила жёсткую борьбу уже на предварительных этапах. В правящей Социал-демократической партии (СДПК) по этой причине едва не произошёл раскол. 15 июля её съезд поддержал выдвижение в президенты Сооронбая Жээнбекова, тем не менее о намерении составить ему конкуренцию объявил спикер парламента и член политсовета СДПК Чыныбай Турсунбеков. В конфликт вмешался действующий президент Алмазбек Атамбаев, заявивший, что если спикер не признает решения съезда, ему не место в партии. В итоге 31 июля Турсунбеков рассказал об отказе выдвигать свою кандидатуру, объяснив это нежеланием вносить раскол в ряды СДПК.

Другой потенциальный фаворит предвыборной гонки — Омурбек Бабанов — также столкнулся с проблемами в своей партии. Накануне парламентских выборов 2015 года созданная им политорганизация «Республика» объединилась с партией «Ата-Журт», образовав партию под названием «Республика — Ата-Журт». Теперь, тем не менее, прежние союзники отказались поддержать Бабанова, в результате чего он был вынужден пойти на выборы в качестве самовыдвиженца. Затронутое самолюбие экс-премьера компенсировал масштабный курултай (народный сбор), участники которого единодушно проголосовали за его выдвижение.

Упомянутая партия «Ата-Журт» в свою очередь также отличилась, выдвинув сразу двух кандидатов — Камчыбека Ташиева и Ахматбека Келдибекова. И это при том, что ещё в прошлом году эти политики, а также присоединившийся к ним бывший спикер парламента Адахан Мадумаров говорили о заключении тандема и намерении выдвинуть единого кандидата от оппозиции. Сам Мадумаров, к слову, также подал документы в ЦИК.

Не стихает скандал относительно участия в выборах лидера партии «Ата Мекен» Омурбека Текебаева, арестованного по обвинению в коррупции. Приговор ему до сих пор не вынесен, и это позволяет политику включиться в избирательную кампанию. Что и было сделано: представители депутата подали необходимые документы. Тем не менее к участию в языковом тестировании его не допустили, что вызвало выступления сторонников Текебаева. Видимо, опасаясь разрастания протестов, власти запретили до 20 октября проводить митинги у зданий министерств, судов, Центризбиркома и парламента.

Довольно странную позицию занял между тем Алмазбек Атамбаев. Неоднократно заявляя о намерении обеспечить прозрачное проведение выборов, не допускающее применения административного ресурса, сам он на недавней пресс-конференции открыто объявил о собственных предпочтениях. «Если бы не было кандидата от СДПК, я бы поддержал Омурбека Бабанова. Однако в данный момент, на мой взгляд, Сооронбай Жээнбеков намного лучше», — заявил президент. Поэтому в Киргизии всё чаще говорят о тайном соглашении, по которому в случае победы Жээнбекова пост главы правительства получит Бабанов, и наоборот.

О том, что выборам в республике далеко до справедливости, говорит и статус ведущих кандидатов. Все они — представители политической элиты, занимавшие или занимающие высшие государственные должности, а также одни из богатейших людей страны. Ждать шагов в интересах народа от них не приходится. Единственным исключением является Партия коммунистов, выдвинувшая в президенты своего руководителя И.А. Масалиева. Только коммунисты имеют ясное видение выхода Киргизии из кризиса и намерены предложить его в ходе агитационной кампании.


По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля