В эксклюзивном интервью «Крымской газете» главный травматолог Министерства здравоохранения РК, начальник Республиканского травматологического центра Юрий Дорофеев сообщил об особенностях крымской травматологии, новом оборудовании в травмоцентре и о том, как местные специалисты повышают свой образовательный уровень, передаёт «Крымская газета».
Место встречи – Крым
– Юрий Леонидович, 15 сентября в Крыму состоялась международная конференция «Крымские травматологические чтения». Это мероприятие проводилось у нас впервые. Какова его цель?
– У нас в республике в части ортопедии и травматологии, да и вообще в крымской медицине, сейчас происходит довольно мало знаковых событий с участием иностранных специалистов, иностранных хирургов. Но мы, ортопеды-травматологи, сейчас выполняем операции такого же уровня сложности, как и во Франции, Германии, Италии, Швейцарии. Сообразно у нас возникают точно такие же проблемы, как и у наших зарубежных коллег. К нам и вправду приехали наши зарубежные друзья – Жильбер Таглан и Рейнхард Шнеттлер, а из российских специалистов были директор Российского научно-исследовательского института травматологии и ортопедии имени Р. Р. Вредена Рашид Муртузалиевич Тихилов, главный травматолог-ортопед МЧС России Юрий Гудзь и многие другие. Целесообразность этой конференции в первую очередь – в обмене опытом. Очень важно было дать местным специалистам понимание того, что мы не одиноки, что мы не стоим на месте, мы не превращаемся в рабов нашей специальности, а напротив, развиваемся и идём в ногу со временем.
– «Травматологические чтения» станут ежегодным мероприятием?
– Да. В этом году это была однодневная конференция, которая была разделена на две условные секции: ортопедия и травматология. Следующую конференцию мы планируем сделать двухдневной и обсудить там ещё и проблемы анестезиологии, реабилитации, предоперационной подготовки, вопросы лабораторной диагностики и прочие темы, какие касаются наших больных.
Только по любви
– Тот высокий уровень в части травматологии в республике, о котором вы говорили, как вы его достигли?
– Это заслуга буквально последних полутора лет. Республиканский центр травматологии, который был открыт в 2015 году на базе симферопольской больницы скорой медицинской помощи № 6, и вправду, в первый год своего существования работал не в полную мощность. Материально-техническая база была достаточно слабой, и специалистов не хватало. Но в 2016 году мы много сил и времени потратили на образовательные программы и обучение местных специалистов. Десятки наших врачей уже проучились в лучших клиниках Москвы, Санкт-Петербурга, Европы. Также, с собой из Санкт-Петербурга я привёз ещё несколько хирургов, какие сразу встали к операционным столам и также стали обучать местных врачей. Теперь мы выполняем значительное количество сложнейших операций в Крыму. Мы сдвинули этот камень с мёртвой точки.
– Специалистов в регионах по-прежнему не хватает?
– Безусловно. Если в Симферополе мы ситуацию наладили, то в отдалённых травмоцентрах до сих пор дела обстоят не лучшим образом. Помимо нашего травмоцентра, в Крыму существуют ещё шесть травмоцентров второго уровня, и ими руководят блестящие специалисты. Но всякий раз, когда я приезжаю к ним, я вижу, как им сложно работать. Специалистов и вправду не хватает. Будем сейчас ещё активнее привлекать молодёжь, обучать, ставить к станку, на рабочее место, чтобы они набирались опыта.
– Вы о сотрудничестве с нашим медицинским вузом?
– В КФУ сейчас происходят довольно серьёзные кадровые и стратегические перемены, какие, безусловно, коснутся и медицинской академии. Мы готовы к самому тесному сотрудничеству, потому что наш травмоцентр даёт огромное количество клинического материала, ведь в день мы оперируем десятки больных. И если его систематизировать, подвергнуть научному анализу, можно подготовить огромное количество научных работ, вырастить новое поколение учёных.
– А как планируете молодёжь завлекать?
– Наша профессия настолько серьёзна, что «завлеканиями» ситуацию не исправишь. В нашу профессию приходят или по любви, или никак. Должен отметить, что активность молодёжи пока низкая. И мне есть с чем сравнивать. В Санкт-Петербурге я более десяти лет руководил университетской клиникой травматологии и ортопедии, и у меня в операционной и дневали, и ночевали студенты, клинические ординаторы и интерны. Здесь такой активности нет. За всё время я видел только одного замечательного студента, который приходит к нам чуть ли не каждый день. Но он один, а должны быть десятки. Но это временно, потому что нет пока налаженного взаимодействия с университетом. Сейчас будем налаживать наши взаимосвязи, ведь нам очень нужны помощники в центре.
Травмы по сезону
– Планируется ли у вас замена оборудования? Ведь рентген в больнице скорой помощи в травмопункте видел, наверное, ещё Сталина...
– В нашей больнице есть рентгеновское оборудование, которое и вправду могло бы видеть политических деятелей прошлых эпох, но кроме него уже существуют ещё два современных рентгеновских аппарата, две цифровые рентгеновские установки, какие мы купили в прошлом году. Это серьёзнейшее оборудование. Недавно мы купили артроскопическую стойку, единственную в республике такого высокого уровня, и теперь каждый день выполняем эндоскопические операции на суставах. Раньше это была такая диковинка, это было доступно только в частных клиниках, а теперь мы делаем по 5-6 таких операций в день. И всё это бесплатно, чем очень довольны наши пациенты.
– Вы, как специалист из Санкт-Петербурга, заметили ли какие-то крымские специфические травмы?
– Не думаю, что есть какие-то особенные травмы, потому что анатомия и физиология крымчанина и петербуржца одинакова. Но в действительности за счёт того, что регион курортный, к сожалению, мы часто встречаются с переломами ныряльщиков: люди пытаются прыгнуть в воду, не понимая, что под водой камни. Вследствие чего получают переломы шейных позвонков, сопряжённые с черепно-мозговой травмой. В Петербурге это всё-таки это относительная редкость.
– А в зимний промежуток времени?
– Прошлую зиму я очень хорошо запомнил. Потому что, со слов крымчан, здесь давно такой холодной зимы не было. В травматологическое отделение поступало огромное количество людей с переломами лодыжек и костей предплечья. Некоторые нерадивые журналисты даже писали, что я якобы писал какие-то обращения в администрацию, чтобы дорожки посыпали песком. Я не в праве ни от кого требовать, чтобы что-то где-то посыпали, но работой тогда засыпали нас. Я очень надеюсь, что коммунальные службы в этом году будут более чутко относиться к гражданам, если снова случится такая зима.
– Говорят, что такие новомодные средства передвижения, как, например, гироскутеры, очень травмоопасны. И травмпункты забиты пострадавшими. Так ли это?
– разумеется, все эти новомодные игрушки и вправду повышают уровень травматизма. Но я ни разу не видел ничего из ряда вон выходящего. В нашем центре сейчас собран коллектив, который справится с травмами любой сложности, даже с самыми тяжёлыми травмами, полученными в дорожно-транспортных происшествиях. «Скорая помощь» привозит нам семь дней в неделю различных пациентов, в том числе и в шоковом состоянии, на самом деле нежизнеспособных. Наши реаниматологи спасают им жизнь, а травматологи, ортопеды, нейрохирурги уже восстанавливают их здоровье.