В Следственном комитете России прошло совещание по разработке алгоритма взаимодействия ведомств при розыске пропавших детей, передаёт пресс-служба СК России, пишет издание «Крымское информационное агентство».
В обсуждении этой проблемы под председательством Александра Бастрыкина участвовали руководители ряда подразделений центрального аппарата СК России, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Анна Кузнецова, председатель добровольческого поисково-спасательного отряда (ДПСО) «Лиза Алерт» Григорий Сергеев; заместитель директора Департамента готовности сил и специальной пожарной охраны МЧС России, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса Константин Кондаков; заместитель начальника Главного управления военной полиции Минобороны России Владимир Ковалев; заместитель начальника управления организации оперативно-розыскной деятельности ГУУР МВД России Михаил Карпунин; заместитель начальника отдела управления организации применения войск Главного управления охраны общественного порядка Росгвардии Андрей Гугунский, а также другие приглашенные представители органов охраны общественной безопасности и правопорядка.
«Средства массовой информации на самом деле каждый день сообщают о пропавших без вести детях. В лучшем случае события развиваются так: Следственный комитет возбуждает уголовное дело, сотрудники МВД организуют поисковые мероприятия, к которому по необходимости подключаются сотрудники МЧС, Росгвардии, Министерства обороны, члены волонтерских организаций, просто неравнодушные граждане. В результате общих усилий ребенок найден, жив и здоров. Тем не менее так происходит далеко не всегда. Основная причина в отсутствии единого алгоритма, распределяющего функциональные обязанности и зоны ответственности всех участников поисковых компаний», — подчеркнули в СК.
Председатель Следственного комитета помог вспомнить, что в свое время руководством страны была поставлена задача о создании Национального центра поиска пропавших детей, но по тем или иным причинам на сегодняшний день она не получила должной реализации на практике. Александр Бастрыкин акцентировал внимание присутствующих, что решение о возбуждении уголовного дела по факту исчезновения несовершеннолетнего должно приниматься всеми региональными подразделениями СКР не только после поступления соответствующих обращений или официальных уведомлений от коллег, однако и в связи с получением требующей реагирования информации из СМИ, социальных сетей и различных мессенджеров.
Своим видением сложившейся практики розыска детей поделилась и уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ Анна Кузнецова. Она также сказала, что без участия волонтёров в этот день не проходят на самом деле ни одни поиски. По её словам, неразрешенным является распределение функциональных обязанностей всех участников розыска. Она считает, что требуется срочно разработать и утвердить эффективную модель взаимодействия. Анна Кузнецова заверила Александра Бастрыкина в поддержке его решения о создании экспертного совета по разработке такой модели розыска.
Александр Бастрыкин особо отметил роль волонтерских организаций: «у нас установился положительный контакт с волонтерами, которые во многих случаях работают не за страх, а за совесть, иногда выполняя задачи органов правопорядка. Мы высоко ценим ваши добрые дела. Спасибо, что вы есть. Неравнодушные к чужой беде люди – это уже большая сила».
По сказанным им словам, существующая практика также обнаружила ряд проблем при организации розыска несовершеннолетних в лесных массивах и труднодоступных местах. Выяснено, что для этого не всегда хватает специально обученных людей и технических средств. Поэтому было высказано предложение Уполномоченному при Президенте РФ по правам предпринимателей Борису Титову привлечь
бизнес-сообщество, обладающее обширными материальными ресурсами, которые имеют возможность существенно помочь в мероприятиях по поиску детей. Также стоит применять потенциал казачьих формирований, учитывая уже имеющийся положительный опыт совместной работы по розыску детей.
Председатель спасательного отряда «Лиза Алерт» Григорий Сергеев, волонтеры которого действуют в 40 регионах РФ, констатировал, что на сегодняшний день в ряде субъектов России нет необходимых специалистов и оборудования для поиска в природной среде. По его мнению, самое главное – должное обучение волонтеров и использование зарекомендовавшего себя в успешных поисках оборудования.
Александр Бастрыкин предложил организовать обучение волонтеров на базе учебных заведений и центров СК России во всех федеральных округах РФ.
Руководитель Главного управления криминалистики СК РФ Зигмунд Ложис доложил о том, что сейчас криминалистическая техника, находящаяся в арсенале сотрудников СК, активно применяется в поиске пропавших людей. Сейчас сформированы мобильные группы следователей-криминалистов, способные оперативно прибывать для оказания практической помощи в кратчайшее время во все субъекты РФ. Он также проинформировал о подготовленных методических рекомендациях, которые разработаны на основе изученного передового опыта розыска несовершеннолетних. Некоторые руководители в регионах уже начали их активно применять в работе.
По мнению Председателя Следственного комитета, самое главное – грамотно и чётко организовать процесс розыска детей с определением персональной ответственности участников розыска за выполнение своей задачи и достигнутый конечный результат. После возбуждения уголовного дела, представитель СК РФ должен возглавить работу и, оценив имеющуюся информацию, принимать решение о подключении к поисковым мероприятиям представителей государственных структур и добровольческих отрядов. В алгоритме совместных действий требуется максимально полно применять потенциал добровольческих поисковых отрядов, не ограничивая их деятельность излишним формализмом. Александр Бастрыкин призвал вспомнить забытый опыт комсомольских отрядов, при котором удавалось умело применять их энтузиазм, высокие моральные качества и гражданскую ответственность.
Александр Бастрыкин поручил своему старшему помощнику Игорю Комиссарову в течение недели сформировать рабочую группу из представителей всех структур и организаций, принимающих участие в розыске детей, и через месяц доложить конкретные результаты работы этой группы, начиная от предложений по совершенствованию действующего законодательства до выработки методических рекомендаций.