Последние новости

Реклама

Североатлантический альянс увеличивает свой контингент в Афганистане и делает военную миссию бессрочной. В Саудовской Аравии происходит жёсткая зачистка политических элит. Инициатором репрессий стал наследный принц Мухаммед бен Салман, рассчитывающий в самое ближайшее время занять престол.
Импульс для хаоса

В середине октября отношения между Афганистаном и Китаем вышли на новый уровень. Кабул стал полноправным членом Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) — международной финансовой организации со штаб-квартирой в Пекине. Вручение сертификата сопровождалось переговорами президента АБИИ Цзиня Лицюня с министром финансов Афганистана Эклилем Хакими, в ходе которых обсуждалась реализация совместных энергетических и транспортных проектов.

Решение афганских властей явилось логическим продолжением другого события. Подписав в прошлом году меморандум о взаимопонимании с КНР, Кабул дал согласие на присоединение к стратегии «Один пояс — один путь». А потому, что АБИИ создан в первую очередь для финансирования этого глобального проекта, углублению сотрудничества придан мощный импульс. Через территорию Афганистана должен пройти транспортный коридор из Китая в Иран, в результате этого грузопоток увеличится в разы, а экономическую выгоду получат все участники.

Тем не менее без политического урегулирования в Афганистане самые лучшие задумки обречены на провал, по этой причине Китай, с одной стороны, старается наладить диалог между Кабулом и движением «Талибан», а с другой — развивать региональное сотрудничество для противодействия экстремистским группировкам. 11 ноября официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин рассказала о прошедших в Пекине трёхсторонних консультациях. Представители внешнеполитических ведомств Китая, Афганистана и Пакистана приняли соглашение активизировать сотрудничество в борьбе с терроризмом и совместно поддерживать безопасность в регионе.

В Вашингтоне такие «вольности» считают недопустимыми. Кабул там привыкли считать своей вотчиной и всеми силами стараются закрепить господство над страной. На встрече министров обороны государств — членов НАТО, прошедшей 8—9 ноября в Брюсселе, была санкционирована отправка в Афганистан дополнительно 3 тыс. военнослужащих. Общая численность контингента увеличится с 13 до 16 тыс. человек. Как заявил генсек альянса Йенс Столтенберг, это даст возможность афганцам выйти из тупика».

Из какого именно, правда, непонятно. Вместо поиска путей национального примирения США и НАТО провоцируют расширение конфликта. Иностранному контингенту возвращено право непосредственного участия в боевых действиях. В Афганистан перебрасываются дополнительные силы американских ВВС, включая истребители F-16 и стратегические бомбардировщики B-52. В итоге количество воздушных атак коалиции достигло максимума с 2012 года.

Вывод западных войск откладывается на неопределённый срок. Со слов Столтенберга, «афганцы явно нуждаются в усиленном присутствии НАТО», а потому, продолжил он, «мы останемся столько, сколько посчитаем необходимым». В свою очередь председатель комитета по иностранным делам сената США Боб Коркер заявил, что Вашингтон «будет точно держать войска в Афганистане в течение следующего десятилетия».

Оккупация благоприятствует углублению хаоса. Талибы, требующие вывода иностранных военных, не собираются складывать оружие. По информации отчёта специального генерального инспектора по восстановлению Афганистана, территория, находящаяся под контролем или влиянием центрального правительства, сократилась с начала года с 63 до 57 процентов. Из 407 уездов оппозиция целиком контролирует 54 с населением 3 миллиона человек, активные боевые действия ведутся ещё в 122 уездах.

Как и на Ближнем Востоке, в Афганистане американцы не брезгуют ничем, даже тайными связями с наиболее кровавыми группировками вроде «Исламского государства»*. Недавно видный политический деятель Атта Мухаммад Нур сказал: коалиция благоприятствует перемещению боевиков из восточных регионов в северные. Там уже создано несколько опорных баз ИГ*, причём ни правительственные силы, ни авиация НАТО их странным образом «не замечают».

После своего заявления Нур лишился поста губернатора провинции Балх, который занимал с 2004 года. Это стало частью политики выдавливания оппозиции из руководства страны. По мнению наблюдателей, реальная власть в Афганистане сосредоточена в руках «пуштунского триумвирата» в лице президента Ашрафа Гани, его советника по вопросам национальной безопасности Ханифа Атмара и начальника Управления нацбезопасности Масума Станикзая. Для укрепления своих позиций они пошли на заключение мирного соглашения с Исламской партией Гульбеддина Хекматияра, также опирающейся на пуштунское население.

Всё это расшатывает и без того непрочный межнациональный мир. Лидеры таджикской, узбекской и хазарейской общин — Атта Мухаммад Нур, Абдул-Рашид Дустум и Мухаммад Мохаккик — заявили о создании оппозиционного альянса и намерении выдвинуть единого кандидата в президенты. Всеобщие выборы в стране назначены на 7 июля следующего года.

Тем не менее западным кураторам афганского руководства плевать на стабильность. Им необходимы люди, беспрекословно исполняющие приказы. Это проявилось 22 октября, когда Ашраф Гани сделал резкий антироссийский выпад. По сказанным им словам, талибы получают оружие «от страны, на чьих руках кровь полутора миллионов афганцев». Намёк оказался более чем прозрачным, потому что в современном Афганистане вслед за западными пропагандистами заявляют о 1,5 миллиона жертв «советской оккупации». Утверждения о поддержке Москвой боевиков систематически появляются и в западной прессе.

Усиливаются информационные нападки на Китай. Пока, правда, опосредованные. Афганские и американские власти обвиняют в укрывательстве боевиков «Талибана» Пакистан, который является ключевым партнёром КНР в проекте «Один пояс — один путь».

Тем самым афганскую и мировую общественность отвлекают от истинных проблем страны, а также блокируют мирные инициативы, предлагаемые Россией и Китаем. Перед нами — реализация так называемой новой стратегии, обнародованной президентом США Дональдом Трампом три месяца назад. В соответствии с ней Афганистан должен стать центром влияния США в Южной и Центральной Азии. А уж способы этого влияния имеют возможность быть самыми разными — начиная от информационных атак и заканчивая искусственным взращиванием террористических группировок. В выборе средств капитал не привык себя ограничивать…

Принц устраняет конкурентов

В Саудовской Аравии развернулась острейшая борьба за власть. Внутридинастические баталии королевство переживало и раньше. В частности, второй монарх страны — Сауд Аль Сауд — был отстранён от власти родичами и духовенством. Его преемника Фейсала и вовсе застрелил родной племянник...

Тем не менее все подобные конфликты никогда не выносились на публику, разрешаясь внутри саудовской элиты. Нынешней кампании, наоборот, придана максимальная огласка. Такова задумка её инициатора и главного выгодоприобретателя — кронпринца Мухаммеда бен Салмана, решившего заявить на весь мир о своих королевских амбициях. А они у наследника престола и вправду велики. Ещё до прихода короля Салмана к власти Мухаммед занимал высокие должности при своём отце — губернаторе Эр-Рияда и министре обороны. В возрасте 24 лет принц был назначен специальным советником Салмана, а после — главой его офиса и государственным министром.

Тем не менее настоящий взлёт Мухаммеда произошёл после восшествия отца на трон. В день коронации Салмана он становится министром обороны и главой королевского суда. А спустя несколько месяцев монарх назначает его заместителем наследника престола. Уже тогда это вызвало слухи о том, что принц по сути управляет страной вместо престарелого и тяжелобольного родителя. Мухаммед сосредоточил в своих руках ключевые направления внешней и внутренней политики. Возглавив Совет по экономике и развитию, он установил контроль над первоосновой саудовского благополучия — нефтяной компанией «Сауди Арамко», а также стал представлять Эр-Рияд на международной арене.

Новым этапом в карьере принца стали события 21 июня этого года. Наследник престола — племянник короля Мухаммед бен Наиф был смещён, а его место занял Мухаммед бен Салман. Источники наперебой говорят о скором отречении монарха в пользу сына. Казалось бы, будущему правителю беспокоиться не о чем. Отречение короля лишь добавит формальный статус к уже имеющимся у него неограниченным полномочиям. Тем не менее сам Мухаммед, видимо, уверен в этом не до конца. Вспомним, что со времени смерти основателя династии — короля Абдул-Азиза Аль Сауда — престол передавался от одного его сына к другому, что подчёркивало равноправие членов королевского дома. Порядок наследования был нарушен в июне, когда Салман в обход обычая решил передать власть сыну. В королевстве, где, по необычайно приблизительным оценкам, насчитывается 4 тысячи «принцев крови», подобный шаг не мог не вызвать брожение. Ждать, когда оно выльется в открытое выступление, наследник не стал и сыграл на опережение.

4 ноября указом короля был создан Высший комитет по борьбе с коррупцией во главе с принцем Мухаммедом. В тот же день имеющий широчайшие полномочия орган выдал меры на арест десятков человек, включая 11 принцев, 4 действующих и 34 отставных министров. Между них оказался экс-глава минфина миллиардер и племянник короля Аль-Валид бен Талал и бывший министр национальной гвардии и сын покойного короля Митаб бен Абдалла. С задерживаемыми не церемонились. Принц Абдул-Азиз бен Фахд, по некоторым данным, был застрелен при попытке оказать сопротивление, а принц Мансур бен Мукрин погиб при необычайно подозрительном крушении вертолёта.

К сегодняшнему дню число арестованных превысило две сотни. Все они обвиняются в коррупционных преступлениях: отмывании денег, растрате средств бюджета, злоупотреблении властью. Тем не менее борьба с коррупцией — лишь прикрытие. При помощи неё Мухаммед бен Салман устраняет реальных и потенциальных соперников и старается добиться неограниченной власти. Западные СМИ, с таким жаром обличающие «репрессии» в Китае, Венесуэле, Иране, а также других неугодных странах, в данном случае заняли поразительно благожелательную позицию. То здесь, то там можно услышать слова о будущем «просвещённом монархе», бросившем вызов средневековому мракобесию и коррумпированной династической системе.

Ожидания явно завышенные. И вправду, принц Мухаммед инициировал ряд прогрессивных мер вроде расширения прав женщин или ограничения всевластия ваххабитского духовенства. На недавней встрече с инвесторами он заявил о намерении привести страну к «умеренному исламу, открытому для мира». Тем не менее это скорее красивая картинка для зарубежной публики. В реальности в Саудовской Аравии продолжается жесточайшее преследование религиозных меньшинств. Город Авамия, населённый шиитами, летом этого года был буквально стёрт с лица земли, тысячи его жителей изгнаны, десятки — погибли. Так Эр-Рияд ответил на требования равноправия, с которыми выступают жители шиитских районов.

Необычайно агрессивной является внешняя политика молодого наследника престола. Это касается и конфронтации с Ираном, и операции в Йемене. Произведя массовые аресты, Мухаммед только подчеркнул экспансионистские устремления. «Саудовская Аравия оставляет за собой право ответить пропорционально и в подходящее время на враждебные действия иранского режима», — заявил 6 ноября МИД королевства. Поводом стала запущенная йеменскими повстанцами-хуситами баллистическая ракета, сбитая на подлёте к столичному аэропорту. В Эр-Рияде заявили о причастности к инциденту Тегерана. Йемен после этого подвергся ещё более варварским бомбардировкам. Саудовская Аравия установила его полную блокаду, не допуская гуманитарную помощь. Как заявил заместитель генсека ООН Маркс Лоукок, это может привести к началу голода — «самого страшного в мире за многие десятилетия».

Наконец, неприкрытому давлению Эр-Рида подвергается Ливан. Саудовские власти вынудили премьер-министра страны Саада Харири уйти в отставку и заявили, что, если Бейрут не объявит шиитское движение «Хезболла» вне закона, это будет расцениваться как объявление войны королевству.

Показательно, что действия Мухаммеда встретили полное одобрение у руководства США. «Я целиком доверяю королю Салману и наследному принцу, они точно знают, что делают», — заявил Дональд Трамп. Он же поддержал антииранские выпады Эр-Рияда.

Идя к неограниченной власти, Мухаммед бен Салман превращает Саудовскую Аравию в ещё более воинственную и непредсказуемую страну. А это грозит бедами не только региону, тем не менее и всему миру.


По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля