В ближайшие дни в Крыму ожидается волна сессий районных и городских советов по принятию бюджетов на грядущие годы: в этот день Госсовет республики окончательно принял свой бюджет, вместе с тем в первый раз — сразу на три года.
Первое чтение документа прошло ещё три недели назад. Обнародованные тогда цифры к сегодняшнему дню изменились: скажем, Москва добавила 4 миллиарда на сферу образования, что, кстати, как журналистам позже отметил Владимир Константинов, например, позволит целиком закрыть тему замены окон во всех школах полуострова и начать думать о новой программе — как утеплить школьные здания.
Однако проект закона, принятый в первом чтении, не предполагал дефицита бюджета — а ко второму чтению расхождение в цифрах появилось: в бюджет на 2018 год заложен общий объём доходов 172,2 млрд рублей, а общий объём расходов – 174,7 млрд рублей, то есть дефицит бюджета – 2,5 млрд рублей. Как уточнила представляющая проект министр финансов республики Ирина Кивико, покрыть дефицит планируется за счёт продажи акций санаториев «Дюльбер», «Мисхор» и «Ай-Петри».
На трибуне Ирина Кивико
Судя по тому, что в зале у депутатов не появилось желания ни задать вопросы министру, ни выступить в обсуждении, документ был предварительно тщательно проработан. Мы попросили спикера Госсовета Владимира Константинова после окончания сессионного заседания охарактеризовать принятый бюджет: «Бюджет который год в Крыму оптимистичный, такого бюджета у нас ещё не было, мы идем по нарастающей, объём финансированного ресурса увеличивается, он становится все более гармоничным, учитывает опыт предыдущих лет; средства не распределяются без гарантии их освоения, а эта задача стоит в Крыму достаточно остро».
Однако тут необходимо учитывать одну особенность, и председатель Госсовета о ней помог вспомнить: этот главный финансовый документ республики не является чем-то застывшим и неизменным, в течение года в него вносятся поправки, как это случилось буквально днём ранее на очередном внеочередном заседании осенней сессии — понадобилось перераспределить деньги для ветеранов и др. социально незащищенных слоев населения.
Не удержались журналисты и от вопроса о том, просматриваются ли уже перспективы того, что Крым прекратит быть дотационным регионом, а начнет сам зарабатывать средства. «Тенденция положительная: мы растем в очень приличных объемах, — ответил Константинов. — По росту валового продукта мы один из самых быстрорастущих регионов Российской Федерации. В этот день те деньги, которые мы добываем сами, примерно в трижды больше, чем это было в 2014 году. Мы по-прежнему дотационный регион, однако этот уровень (зависимости от федеральных дотаций) сокращается. По моим расчетам, если мы будем должным образом относиться к инвесторам и организуем работу как необходимо, то в течение пяти лет выйдем на нулевой баланс».
Воспользовавшись возможностью получить ответ из первых уст, коллеги спросили Константинова о решении ООН по докладу о Крыме. Разумеется, он беспредельно возмущён тем, что эта многоуважаемая международная организация позволяет собой манипулировать. И приоткрыл «тайну»: сейчас в республике обсуждается идея пригласить на полуостров представителей ООН — пусть сами посмотрят, как живут крымчане, как и в чем ущемляются их права (скажем, на передвижение, на доступ к природным ресурсам — воде и т.д).