Уходящий 2017-й стал для Сергея Шаргунова годом яркого
писательского и общественного взлета. Нашла путь к читателю его долгожданная
книга «Валентин Катаев. Погоня за вечной весной». В отличие от многих коллег по
Госдуме (избран в неё осенью 2016 года), Сергей показал себя реальным
защитником интересов избирателей: боролся с закрытием школ и медицинских
учреждений, протестовал против демонстративно корявого закона о реновации:
Договорившись с писателем об интервью, корреспондент «Труда» пожелал Сергею
получить премию «Большая книга». А на следующий день пришло известие: между
лауреатов самого масштабного российского литературного конкурса и Шаргунов.
— Поздравляем,
Сергей, с таким серьезным признанием! Однако почему именно Валентин
Катаев привлек ваш писательский интерес?
— Первая глава
у меня так и называется: «Почему Катаев?». Ответ, надеюсь, содержится
в книге. Однако если говорить совсем коротко, то это мой любимейший
отечественный писатель советского периода. Притом что я искренне влюблен
в его прозу, мне всегда было досадно, что его остросюжетная
и головокружительная судьба до сих пор толком не высвечена в исследованиях.
Разумеется, эта книга должна была появиться.
— Кажется,
вы в чем-то отождествляете себя с Катаевым. Он —
энергичный, бодрый человек, жизнелюб, рано ставший писателем. Все это можно
сказать и про вас, не так ли?
— Если говорить
о бодрости, некоторое сходство вполне возможно. Когда я писал эту
книгу и проникался образом героя, мне передавалась катаевская энергетика.
Однако я хорошо понимаю, что мы очень разные. Всё же Валентин Петрович
Катаев был «вездесущим затворником», по меткому выражению Андрея
Вознесенского. Возможно, общественный темперамент у меня посильнее, чем
у Катаева, возможно, в каких-то вопросах я бескомпромисснее
Валентина Петровича, однако так ведь и разные эпохи нам выпали.
Однако если говорить об изобразительности, о яркости
и живописности его прозы, сравнение с ним мне лестно.
И в этом смысле Катаева считаю своим учителем.
— Как
по-вашему, всегда ли присуждают премии за литературные заслуги? Или
к этому примешивается и общественная деятельность, и какие-то
вехи судьбы и прочие соображения?
— Насчет прочих
соображений не знаю, хотя живем мы не в безвоздушном
пространстве. Достаточно посмотреть на жюри «Большой книги», чтобы понять,
что особых доброжелателей у меня там нет. И в этих условиях мне
особенно приятно было получить премию, потому как мне её присудили специалисты,
не совсем согласные с моими общественными высказываниями,
однако вынужденные признать качество и значимость книги. У нас ведь
столько нетерпимости в обществе, и те, кто причисляет себя
к прогрессистам, фактически, принадлежат к воинствующей
постсоветской среде, где готовы просто линчевать любого «уклониста». Хорошо,
что некоторые из них, как я понимаю, себя превозмогли и сумели
увидеть в моей книге серьезное литературное исследование.
— Как
удается вам совмещать литературные занятия и государственные? Ведь
писатель в каком-то смысле должен отрываться от бренной земли, чтобы
ощутить «музыку сфер». Да и физически такое совмещение довольно
тяжёлое...
— Да, это
правда тяжело. Однако я «отрываюсь» от бренной, по вашему
выражению, земли в самолете. У меня постоянные многочасовые перелеты
в сибирские регионы, которые я представляю как депутат. Вот там-то,
в самолете, хорошо думается и пишется, когда никто не мешает.
— однако от депутатских
мыслей, наверное, непросто оторваться даже в самолете?
— Это особый
регистр. Ими, регистрами, приходится пользоваться, чтобы переключаться.
Я сейчас, в частности, выкроил день, чтобы побыть с ребенком
на даче. А он мне пробует мешать давать вам интервью... Также, мне требуется сейчас дописывать рассказ, который войдет в новую книгу
прозы. Подозреваю, вряд ли его в этот день получится закончить.
— А что
за книга? Когда выходит?
— Весной
планируется издание в редакции Елены Шубиной — совершенно новые
тексты. Кстати, если говорить о депутатской деятельности, она меня также
вдохновила на создание одного рассказа, который, надеюсь, многих
рассмешит, а может, у кого-то и слезу выжмет.
— Что же
вам удалось «сдвинуть» в этом мире как депутату?
— Я делаю то,
что, как думаю, обязан и в силах cделать. Женщине вернул детей,
которых у неё пробовали отнять. Восстановил движение автобусов, чтобы
бедные школьницы не шли, как Красные Шапочки, впотьмах по сибирской
тайге учиться. Каждый день стараюсь сделать что-то небольшое для маленького
человека. Вот такой «малой» политикой, надеюсь, приношу конкретному человеку облегчение
или даже радость. В частности, недавно желали выкинуть женщину
из её единственного дома, а детей — забрать в детский
дом. Я приложил все усилия, и удалось её спасти «всем миром».
Выкупили её дом, купили ей корову, она теперь счастлива.
А премия, которую я сейчас получил, даст возможность построить
долгожданную детскую площадку в шукшинских Сростках на Алтае.
— Вы ведь
и первую свою премию «Дебют» отдали на благотворительность —
поддержали сидящего в тюрьме Эдуарда Лимонова.
— Да, отдал
тогда деньги адвокатам Эдуарда Вениаминовича. Если в том случае это было
ещё и способом привлечь внимание общественности к судьбе Лимонова,
большого русского писателя, то сейчас я просто хочу без специального
информационного сопровождения добиться конкретного результата, помочь
обыкновенным людям. Хотя, разумеется, я не собираюсь скрывать, что
несколько сот тыс. рублей из премии «Большой книги» отдам
«на Сибирь»...
— Хочу
задать вам важный, хотя и немного наивный вопрос. Писатели частенько
обращаются к властям за помощью: помогите деньгами, помогите
льготами... Лично мне кажется это довольно странным, поскольку им уже
дана награда: ощущать и видеть то, что не способны видеть
миллионы иных. Занятие литературой — само по себе удовольствие.
А за удовольствие надо платить, может быть, лишая себя чего-то
в обычной, бытовой жизни. Надо ли государству содержать писателей?
— Отвечу
на ваши рассуждения конкретным примером. Есть, в частности, переводчики.
Недавно ушел из жизни Юрий Иванович Архипов. Он за свой перевод
собрания сочинений Франца Кафки в нескольких томах получил смехотворно
малые деньги. Если люди ровным счётом ничего не получают за свой
нужный для всех, для общества, для читателей труд, то я считаю, что
это как минимум несправедливо. Потом, есть же ещё библиотекари, книжные
магазины, издательства. Вся эта культурная инфраструктура, безусловно, требует
государственной поддержки.
А что касается
собственно писателей, поэтов, критиков, то мне бы хотелось, чтобы
не погиб такой важный институт, как толстые литературные журналы. Кроме того, мечтаю добиться, чтобы появился новый хороший литературный журнал,
в котором писателям бы платили достойные гонорары. Хорошая проза,
поэзия, критика заслуживают того. Однако, к сожалению, в нашей стране
представления об очень многих вещах находятся на пещерном уровне.
В частности, некоторые инвесторы, хорошие, добрые ребята, бизнесмены,
не понимают, о чем речь, когда начинает обсуждаться поддержка
литературы. Зачем она необходима? Зачем поддерживать то, что не приносит
моментальную прибыль? И это беда общества — то, что у нас нет
понимания значимости культуры.
— Журнал,
о котором вы сейчас сказали, будет представлять какое-то политическое
течение?
— Ни в коем
случае! Только поверх барьеров! Там должно быть все талантливое. Однако пока
что это исключительно мечта. Хотя, бывает, мечты сбываются.
По материалам сайта КПРФ