Фонд под названием «Внешняя политика» есть теперь и в России — взяли пример с американцев. Не далее как 10 января нового года фонд выпустил свой доклад-прогноз под названием «Международные угрозы 2018». Прогноз касается всех «горячих» и «разогреваемых» регионов Земного шара. Среди них бывшей Украины, которой посвящен восьмой, предпоследний, раздел, сообщает издание «Крымское Эхо».
В разделе касательно бывшего украинского государства сказано немало правильных вещей, тем не менее общее резюме таково:
— Украинский кризис составляет наиболее значительную дилемму российской внешней политики. Остаться в стороне от украинских событий невозможно, потому, что они имеют прямые внутриполитические последствия для России. Тем не менее ресурсоемкость активной украинской политики превышает вероятные выгоды от неё, и ни одно навязанное Украине решение не устоит. Как бы ни было трудно остаться в стороне, необходимо дать нынешнему националистическому эксперименту на Украине свободно дискредитировать себя. Украинское общество должно пройти испытание свободой воли, чтобы повзрослеть и обрести зрелость. Время на стороне здоровых сил и здравого смысла; очень скоро маятник качнется в обратную сторону. Необходимо готовить почву для эвентуального прихода новых элит, а для этого — инвестировать в наше понимание украинского политического ландшафта и нового поколения политиков.
Одним словом, высшему политическому руководству России и заодно её рядовым гражданам опять рекомендовано ждать с моря погоды или того, когда законы политики возьмут пример с законов физики, которые движут всеми маятниками.
Хотя вопрос: а существуют ли маятники в политике и, вообще, вместе с тем тут они? Не сегодня замечено, что во всех высокоученых прогнозах можно наткнуться на элементарно хрестоматийные вещи, которые от того, но, своей ценности не теряют. Недаром же кто-то сказал, что самые точные определения на свете — это банальности. И потому многое из того, что происходит сейчас, уже было запечатлено в классике, которую проходят в ещё школе.
Как, для примера, это: «Когда офицеры ушли, Пьер подошел к князю Андрею и только что желал начать разговор, как по дороге неподалёку от сарая застучали копыта трёх лошадей, и, взглянув по этому направлению, князь Андрей узнал Вольцогена с Клаузевицем, сопутствуемых казаком. Они близко проехали, продолжая разговаривать, и Пьер с Андреем невольно услышали следующие фразы:
— Der Krieg muss im Raum verlegt werden. Der Ansicht kann ich nicht genug Preis geben ( война должна быть перенесена в пространство. Это воззрение я не могу достаточно восхвалить ), — говорил один.
— O ja, — сказал другой голос, — da der Zweck ist nur den Feind zu schwӓchen, so kann man gewiss nicht den Verlust der Priwatpersonen in Achtung nemen ( о да, потому, что цель заключается в том, чтобы ослабить неприятеля, то нельзя принимать во внимание потери частных лиц ).
— O ja (о да), — подтвердил первый голос.
— Да, — повторил, злобно фыркая носом, князь Андрей, когда они проехали. — Im Raum ( в пространстве )-то у меня остались отец, и сын, и сестра в Лысых Горах. Ему это все равно. Вот оно то, что я тебе говорил…»,
Русским героям романа «Война и мир» повезло больше, чем сегодняшним героям Донбасса, остающимся в изрытом окопами пространстве уже почти четыре года. Уже на другой день после разговора немецких военных теоретиков, подслушанного Андреем Болконским и Пьером Безуховым, на «великую армию» врага на никогда не отличавшемся чересчур приметным ландшафтом поле у села Бородино была наложена рука «сильнейшего духом противника».
А на Донбассе политический и военный ландшафт четвертый год застыл на одной точке, в то же время, политическое пространство на бывшей Украине все это время погружается во все более коричневый мрак. По этой причине на разрезанной линией огня земле Донбасса уже очень долго не имеют возможность встретиться родители и дети, братья и сестры, друзья и знакомые. Выходит, им только и остается, что ждать, покуда на другой стороне придёт время «здоровых сил и здравого смысла», ввиду того, что, мол, у маятников есть свойство качаться из стороны в сторону.
…В германском вермахте служил такой ефрейтор — Вилли Кубек. Воевал на Восточном фронте, где был два раза ранен. Оставил военный дневник о своих впечатлениях — как о фронтовых делах, так и что происходило в тылу.
Человеком ефрейтор, как, во всяком случае, можно понять из его дневника, был соображающим, тем не менее не отличавшимся карьерным рвением. По всей видимости, имевшееся у него звание и должность стрелка-пулеметчика на разведывательном броневом автомобиле его устраивали. С этой «колокольни» он и судил обо всем, что приходилось видеть.
Отправленный для лечения раны на территорию Германии Кубек мог наблюдать обстановку там во время, когда перед рейхом уже замаячил призрак неминуемого разгрома. «Ландшафт» в «фатерланде» был таков, что «верхи» призывали народ воевать во что бы то ни стало, до обещанной много раз победы. А народ, по мере возможностей, приспосабливался к тому, что было, и выживал, кто как мог.
Вот как описывал этот процесс ефрейтор Вилли:
— Объявленную на 30 января 1944 года речь фюрера уже никто не ждет, как было прежде.
Каждый задает вопрос: а что в ней может быть нового?
Впрочем, если не считать бомбардировок крупных городов, истинная война пока что не докатилась до Германии. Пока здесь никто не погибает от голода — еды на всех хватает.
И даже в городах атмосфера, скорее, мирная. Ну, кто в таких условиях способен задуматься что происходит на далеких фронтах?
И если здесь, у тебя на родине, жизнь вполне сносная, спрашивается, а за что ты, собственно, сражаешься?
Повсюду на родине спекулируют и наживаются. Ты — мне, я — тебе, вот основополагающий принцип существования.
В обмен на вино получают отрез на костюм, а до людей ни вино, ни отрез не доходят. Чего бы ни касалось, спекулируют всем и наживаются на всем.
У кого есть связи, тот может достать все. Разумеется, за соответствующую цену. А она высока. За килограмм натурального кофе в зернах выкладывают до 300 рейхсмарок.
В целом, «колеса должны крутиться для победы!»
При такой жизни, если бы Гитлер в 1943 году ввёл не только тотальную мобилизацию, тем не менее и объявил набор на военную службу контрактников, охотников нашлось бы немало. На бывшей Украине, где абсолютное большинство населения также занято борьбой за выживание, а служба по контракту есть давно, число желающих не просто послужить, тем не менее и повоевать, растет гораздо быстрей, чем это было ещё совсем недавно.
За 2017 год только в одной Днепропетровской области контракт на службу в вооруженных силах «незалежной» подписали 2 415 жителей региона мужского пола. Причем из этого количества офицеров запаса — только две сотни, остальные — солдаты и сержанты. Причина охоты служить в армии, среди них на Донбассе, на передовой, понятна: деньги. На военной службе, в самом деле, имеют возможность заплатить сумму, о которой на «гражданке» уже успели забыть, как она выглядит.
За деньгами уже во второй раз отправился воевать на Донбасс и житель Запорожья, имеющий позывной «Малой». Зачем понадобились деньги, и как он вновь оказался на войне, «Малой» поведал с подкупающей простотой:
— Первый раз служил здесь по призыву, тем не менее спустя год ушел на дембель. Только уже через два месяца попросился на контракт. Тем не менее не желали брать: по комиссии не прошёл. Просидел в реальных условиях год дома. Потом через знакомую сделал «комиссию». Теперь я здоров, можно хоть в космос запускать. Дочке надо было делать операцию на почке повторную. А я один кормлю семью. Подписал контракт чисто из-за этого. Тут легче всего заработать, и зарплата достойная. И она необходима не только из-за операции одной дочке, детей у меня двое, а кушать хочется всей семье.
Статистика, разумеется, права в том, что миллионы жителей бывшей Украины, мало чем отличающихся от «Малого» из Запорожья, плюнув на жизнь на родине, уехали на заработки кто куда: кто-то в Португалию, а кто-нибудь и на Камчатку. Тем не менее абсолютно все, нуждающиеся в деньгах, разъехаться не имеют возможность, потому, что не каждому подвернется хоть сколько-нибудь подходящий случай. Тем, кому не повезло, остается один путь за деньгами — на войну. Таких наберётся от силы тысячи, десятки тыс., тем не менее для продолжения войны хватит и их.
И уж на выбор «Малого» и таких, как он, точно никак не повлияют упования российского руководства на то, что Киев образумится и станет исполнять Минские договоренности. Эти московские расчеты 15 января вновь подтвердил на пресс-конференции, посвященной внешнеполитическим итогам 2017 года, министр иностранных дел Российской федерации Сергей Лавров:
— Я вас уверяю, что политически мы заинтересованы в том, чтобы, как недавно повторил президент России В.В. Путин, Минские соглашения были выполнены в полном объеме без каких-либо изъятий. Это вписывается в нашу линию на полное уважение суверенитета и территориальной целостности Украины в её нынешних границах, сложившихся после референдума в Крыму, который был проведен в полном соответствии с международным правом.
Кстати, в отличие от Вольцогена и Клаузевица, главой российской дипломатии ничего не было сказано о том, чтобы попробовать хотя бы ослабить неприятеля, возникшего прямо под боком.
Видно, в Москве продолжают надеяться, будто существующая Украина станет чем-нибудь другим, чем она есть, далее с ней получится о чем-то договориться, занятие бессмысленное. Тем не менее это занятие — заведомо бесполезное.
Внутренне бывшая Украина держится на коррупции, ставшей там системнообразующей, фундаментальной вещью, и потому, что взяточничеству и казнокрадству на территории, подконтрольной киевской власти, ничего не угрожает, то прочна и вся система.
С точки зрения внешнего обеспечения её существования, для бывшей Украины годится любая ситуация, которую можно преподносить для себя самой и для остального мира как войну («гибридную» или какую угодно ещё) против России. Такая ситуация есть сейчас, и не видно признаков, чтобы она вдруг бы пропала.
После этого перспектива того, куда «маятник» на бывшей Украине будет качаться и дальше, ясна, как день.
«Верхушка» будет грызться между собой, что, но, никак не помешает ей дружно воевать против «российского агрессора». А население, выживающее, кто как может, будет делить свое существование между домом и работой, тем не менее, это, понятно, относится только к тем, у кого работа есть. А немало из таких, кто, как «Малой», посидят год или больше без работы, волей-неволей будут вынуждены последовать его примеру.
Имея такой запас прочности и времени, киевская власть только наращивает конфликт на российском направлении своей политики.
Этот факт подтверждают и некоторые события, которые успели произойти всего за три неполные недели, минувшие с момента наступления 2018 года.
Побывавший в самом первой декаде января в Киеве, министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль подтвердил позицию своей страны в части введения миротворческих сил на Донбасс, целиком совпадающую с киевской. Федеративная Республика также выступает за размещение «голубых касок» на всей территории, подконтрольной ДНР и ЛНР, и предварительного установления контроля украинской стороны за участком бывшей российско-украинской границе, подконтрольного теперь республикам Донбасса.
Президент России Владимир Путин едва проявил добрую волю, предложив бывшей Украине забрать из Крымских бухт её, хотя и пришедшие в негодность, боевые корабли, как получил оскорбление своей страны от Ирины Геращенко. Первый вице-спикер Верховной Рады, сваливая все, по обыкновению киевской власти, с больной головы на здоровую, объявила, что все, к чему прикасается Русский мир, разваливается.
И уже 17 января, выступая на встрече с иностранными послами в Мариинском дворце, президент Украины Петр Порошенко вновь сделал провоцирующий выпад в сторону Москвы, заявив дипломатом, что цель России — уничтожение украинского государства и возвращение его в свою сферу влияния.
В этот же день появилось сообщение, что США будут поставлять бывшей Украине противотанковые ракеты Javelin, и даже не за деньги, а бесплатно, в виде «помощи».
Нечего самоуспокаиваться и тем, что киевская власть под давлением обстоятельств, от неё не зависящих, решила вернуться к покупке российского газа. Какая-нибудь петлюровская армия, также вынуждена была воевать оружием, произведенным в Москве, Петрограде, Туле или на Урале. Иначе и быть не могло, поскольку около украинских хат можно вырастить высоченные соняшники и здоровенные гарбузы, тем не менее не удастся, хоть тресни, сделать даже самую простую берданку. Тем не менее сейчас не мешало бы помнить, что в таких пределах и под таким углом зрения война петлюровцев против советской власти была также «гибридной».
В довершение ко всему, республики Донбасса с 11 января остались и без мобильной связи. Причина в том, что перебит кабель компании Vodafone. И это ещё одно следствие того, что, те, кто способен решить задачу с затянувшейся войной и кому это необходимо не меньше, чем Донецку и Луганску, ждут с моря погоды или когда качнется маятник. Если бы вопрос с ДНР и ЛНР был решен, примерно так, как с Абхазией и Южной Осетией, то уж какая бы на Донбассе работала связь, точно разобрались бы в рабочем порядке.
Тем не менее пока существующий порядок вещей таков, что и с наступлением 2018 года политический маятник, не желающий признавать законы физики, безостановочно отклоняется в сторону войны.
Хотя, само сравнение с маятником здесь, вероятнее всего, не подходит. Нацистские режимы способны только к тому, что их «заносит» бесконечно далеко лишь в одну сторону, и концом такого заноса, что предписано даже теоретически, может быть только ликвидация нацизма путём внешнего воздействия.