Последние новости

Реклама

Знаменитые «майские указы» президента РФ, известно, что были подписаны В. Путиным в день третьего вступления в должность президента — 7 мая 2012 года. Между всего прочего большое внимание в них уделялось положению представителей бюджетной сферы: врачей, учителей и т.д. К примеру, предполагалось, что уже в 2012 году средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных учреждений будет доведена «до средней заработной платы в соответствующем регионе». Далее планировалось, что такая же «участь» постигнет воспитателей, преподавателей колледжей, техникумов, работников учреждений культуры и наконец — врачей и преподавателей вузов, научных сотрудников, которым обещали к 2018 году увеличение их средней зарплаты до 200 процентов от средней зарплаты в том или ином регионе.
Мифы и реальность

С момента подписания «майских указов» прошло 6 лет, и вот уже впереди следующие президентские выборы. Позади многие «реформы», для примера, так называемая оптимизация… Что же изменилось за это время? Как выполняются эти указы в части доведения учительской зарплаты до средней по региону? Эти вопросы корреспондент «Правды» задала оргсекретарю Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Ольге Мирясовой.

— Заявления чиновников различных уровней, что зарплата педагогических работников наконец-то сравнялась со средней по региону, имеют мало общего с действительностью, — сказала О. Мирясова. — Всем понятно, что региональным властям нужно отчитываться о выполнении указов президента, и, чтобы это сделать, они прибегают к всевозможным ухищрениям. «Увеличение» зарплаты учителей до средней по региону произошло во многом за счёт многократного увеличения нагрузки, а также сокращения педагогического состава. Школы и детсады начали избавляться, в частности, от психологов, логопедов, а также других работников, не выполняющих непосредственно образовательные функции.

Также, негативную роль сыграло введение в соответствии с «майскими указами» нормативно-подушевого финансирования. В результате бюджет школы стал зависеть от числа учеников: чем их больше, тем больше финансирование, которым уже распоряжаются руководители учебных заведений. Такой подход привёл к тому, что ряд директоров начали наращивать нагрузку на педагогов, увольнять совместителей, порой высококлассных специалистов, которые выполняли очень важную работу.

Кроме этого, есть неясность с учётом зарплаты административного персонала, поскольку официально их заработок не должен включаться в расчёт показателей среднего по учреждению, но, если, для примера, завуч или заместитель директора ведёт уроки, вполне возможно, их зарплата, которая определённо выше, будет учитываться при расчёте. Такими вот нехитрыми способами нередко и создаётся некая средняя цифра сначала по учреждению, а потом и по региону.

По этой причине в этот день работники бюджетной сферы с уверенностью имеют возможность сказать: «майские указы» выполнены в большей степени на бумаге, чем в реальности.

Бесправные рабы?

В целом реформы, проводимые в этой сфере, только ухудшили положение педагогических работников, можно сказать, превратив их в рабов, не имеющих права на достойную оплату труда, на работу без катастрофических нагрузок и постоянных переработок. Заполнение бесконечных отчётов в урон основной деятельности, множество неоплачиваемых дополнительных обязанностей, многие нововведения в работе, лишь усложняющие жизнь школьному учителю и нередко во многом бессмысленные (к примеру, так называемая система учительского роста, эффективный контракт, профессиональный стандарт педагога), — об этих и прочих проблемах учителя говорят уже не один год. Но в лучшую сторону изменений не происходит.

Введение новой системы оплаты труда привело к тому, что в руках директоров школ оказалась вся полнота власти при распределении так называемых стимулирующих выплат, составляющих порой значительную часть учительского оклада. То есть у руководителя школы возникает реальная возможность, в зависимости от личных желаний, отдать кусок пирога (оклада) потолще избранному «любимчику». А остальные учителя — молчите и радуйтесь, что какие-то деньги вам всё-таки ещё платят. Ведь бывает и по-другому.

В Курганской области, для примера, сельским учителям ряда школ несколько лет не платили стимулирующие выплаты, а также заменили компенсацию платы за коммунальные услуги на выплату в… 1200 рублей. Доведённые до отчаяния педагоги из Звериноголовского района Курганской области объявили о возможности проведения забастовки. Организатор протеста Владимир Кочеулов, преподающий в Звериноголовской школе, рассказал СМИ, что стимулирующие выплаты, которые составляют до 30 процентов оклада, педагогам не платили на практике два года, причём нагрузка оставалась прежней. Если раньше зарплата В. Кочеулова, для примера, составляла 19—21 тысячу рублей, то в связи с невыплатой стимулирующих она сократилась до чуть более 14 тысяч.

Педагог Елена Ковшарова из Половинской школы на одной из встреч учителей с курганскими чиновниками по поводу сложившейся ситуации сказала, что в районе катастрофически не хватает специалистов, молодёжь не идёт работать в общеобразовательные учебные заведения, а одной из вероятных причин как раз и стал новый закон об отмене компенсации за коммунальные услуги. Субсидии были серьёзным подспорьем для учителей, а политика урезания и сокращения льгот способствовала оттоку из сёл учителей.

Педагоги готовы в случае дальнейшего игнорирования их требований выходить на новые акции протеста.

А во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга школьным учителям урезали зарплату с формулировкой «в бюджете имеется дефицит средств». В школе №218 сокращение было особенно существенным — от 4 до 10 тысяч рублей на каждого педагога: там был снят коэффициент за использование новых педагогических технологий, который, надо сказать, даже не является надбавкой или доплатой, а включён в должностной оклад. То есть произошло именно снижение зарплаты. Педагоги решили так просто не сдаваться и создали ячейку Межрегионального профсоюза «Учитель», начав борьбу за возврат части зарплаты, которой их лишили, а также за прозрачность при распределении финансовых средств учреждения. И таких примеров можно привести немало. Какое уж тут выполнение «майских указов» президента!

Кстати сказать, профсоюз неоднократно поднимал вопросы, которые связаны с оплатой учительского труда.

— С заработком педагогов по-прежнему не всё обстоит гладко, — говорит сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий. — Обычный человек зачастую слышит цифры: средняя зарплата учителя составляет 30 тысяч рублей по стране, в Москве и того больше — 70—80 тысяч. Создаётся впечатление, что педагог очень неплохо зарабатывает. Однако никто не говорит, за какую работу он продолжает получать такие деньги, если продолжает получать вообще. Во-первых, для того чтобы заработать более-менее приличные деньги, многие педагоги берут 1,5—2 ставки. В связи с этим вспоминается случай: в одном из регионов устраивается в школу учительница и просит нагрузку 18 учебных часов (то есть одну полную ставку). Так на неё удивлённо посмотрели и спросили: а на что вы жить-то будете?

Наш профсоюз полагает, что нужно привести в порядок систему оплаты труда: платить достойную зарплату за ставку (18 часов в неделю), ведь в этот день учителя вынуждены наращивать нагрузку, а это не может не сказываться на качестве образования. Также, есть огромное количество видов работ, входящих в обязанности учителя, однако по сути не оплачиваемых: к примеру, дополнительные занятия с отстающими, работа на ЕГЭ и в школьном лагере, проверка тетрадей, выход на замену и т.д. На всё это государство никаких денег не закладывает. В лучшем случае школа может выделить какие-то средства из своего фонда оплаты труда, а это происходит далеко не всегда. То, что все эти виды работ нужно дополнительно оплачивать, совершенно очевидно. Если этого не происходит, необходимо обращаться в контролирующие органы, для примера, в прокуратуру для проведения проверки.

Сила — в солидарности

Некоторые учителя с такой ситуацией, когда они по сути поставлены в положение бесправных рабов, трудящихся «за себя и за того парня», категорически не хотят мириться. И вот тогда им, несогласным, «посмевшим» заявить о нарушении трудовых прав, о нагрузке, о неоплачиваемой работе и о иных «радостях» учительского труда, грозят всеми вероятными бедствиями, среди них и увольнениями.

На слуху в этот день совершенно абсурдный случай, происшедший в московской школе №1256. Там член профсоюза «Учитель», преподаватель географии почти с 40-летним стажем, ветеран труда Светлана Колядова была уволена с формулировкой «за аморальное поведение, несовместимое с педагогической деятельностью». Какой же проступок совершила заслуженный педагог?

Как рассказывает Светлана Юрьевна, её увольнение связано с жалобой бабушки ученицы 7-го класса на поведение одноклассника, в результате действий которого девочка получила синяк, а также с жалобой одного из родителей ученика 8-го класса: С. Колядова отобрала на время урока игрушку-спиннер, с которым тот пришёл на занятия. Однако какое отношение имеет первый случай к педагогу и в чём заключается «аморальность» второго — понять это доступно не каждому.

В профсоюзе «Учитель» считают, что истинные причины увольнения педагога связаны с её борьбой за трудовые права учителей и с многочисленными неудобными вопросами, которые она начала задавать директору школы. Дело в том, что в учебном заведении было издано распоряжение руководства о дежурстве учителей на переменах, причём устанавливался строгий запрет на то, чтобы покидать пост. Так как выходить на дежурство (2 раза в неделю!) надо было сразу же после окончания урока, а уходить с него — после звонка на урок, времени, чтобы отдохнуть или пообедать, у учителей не было в течение всего рабочего дня.

С таким вопиющим нарушением трудовых прав С. Колядова не стала мириться и написала заявления в прокуратуру и департамент образования Москвы и подала иск в суд. Учитель также оспорила в суде незаконное снижение учебной нагрузки (соответственно, уменьшилась и зарплата). Все эти действия вызвали недовольство администрации. На Светлану Колядову началось давление со стороны руководства школы, закончившееся её увольнением в июне 2017 года.

Формальным поводом стало то, что она якобы отсутствовала на рабочем месте с 14.00 до 15.12 29 мая, за что ей был объявлен выговор. Однако, подчёркивает Светлана Юрьевна, в тот день она находилась на судебном заседании по восстановлению педагогической нагрузки и заранее предупредила об этом руководство. Но директор не пошла на диалог, не пригласила даже для дачи объяснений, а специально обострила конфликт и уволила непокорного педагога.

После того как С. Колядова потребовала объяснений, какие конкретно имеются основания для увольнения, выяснилась ещё одна «изумительная» вещь: к первоначальным обвинениям по поводу отобранной игрушки-спиннера, который ученик использовал во время урока, и потасовки девочки с одноклассником добавилось ещё одно, совсем абсурдное: якобы женщина демонстрировала ученикам… обнажённое тело.

— Когда в ходе судебных заседаний администрация школы №1256 поняла, что проигрывает дело, суду были представлены две служебные записки от заместителей директора, — приводит слова Светланы Колядовой профсоюз «Учитель». — Из этих «записок» суд, я сама и юристы спустя три месяца после увольнения узнали о якобы имевшем место факте «задирания верхней части одежды». Эти «записки» не имеют даты, входящих номеров и не имеют возможность считаться доказательством, потому как не легли в основу увольнения. Я требую признать их служебным подлогом и фальсификацией доказательств. Вызванные в суд в качестве свидетелей заместители директора противоречили друг другу и не могли вспомнить никаких конкретных обстоятельств произошедшего.

Дело Светланы Колядовой далеко не первый случай увольнения педагогов за «аморальный поступок», отмечают в профсоюзе «Учитель». Данное понятие даёт широкие возможности для его различного толкования и соответственно — увольнения под этим предлогом любого учителя. К таким поступкам можно отнести всё что угодно: семейные ссоры, увеличение голоса на ученика, посещение несогласованной акции протеста и так далее.

31 января произойдёт следующее судебное заседание по этому нашумевшему делу, в ходе которого, будем надеяться, очевидно абсурдные обвинения со Светланы Колядовой снимут.

Только коллективная борьба, солидарность учителей, считают в профсоюзе, окажут помощь в разрешении самых наболевших проблем, которые уже давно назрели в сфере образования.


По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля