На телеканале «Крым 24» в программе «Параллели» историю заповедного плато Ай-Петри до и после воссоединения Крыма с Россией, сообщает издание «Крымское информационное агентство».
В сюжете вспоминают, что в 2007 году на плато Ай-Петри силовики боролись с предпринимателями-представителями меджлиса (запрещённая в России экстремистская организация) за снос шалманов в заповеднике.
«В то время нежелание договариваться приводит к столкновениям. На плато — почти тысяча тяжело-экипированных сотрудников МВД Крыма, солдаты внутренних войск и прибывший из Киева «Беркут». С другой стороны – несколько десятков предпринимателей. Владельцы шалманов к явно неравному сражению готовились основательно – припасли газовые баллоны и бутылки с зажигательной смесью. Даже ложились под бульдозеры. Земля на территории Южного берега Крыма, да ещё и заповедника – лакомый кусок, который приносит прибыль в любое время года. Терять лёгкие деньги – предприниматели не желали. Бились за каждую сотку. Учитывая постановление суда, что данные «скворечники» незаконно занимают участок заповедника», — говорится в сюжете.
Режиссёром сопротивления, больше похожего на театр абсурда – был Ахтем Чийгоз. А силовую операцию возглавляет лично Анатолий Могилёв, руководящий в тот момент крымским главком МВД Украины. Бунт подавлен, несогласные — погружены в автозаки. К сносу шалманов приступает тяжелая техника. Показательный разгон особого результата не принёс. Президентом Украины тогда был Виктор Ющенко. Он поддержал тех, кто оказывал силовикам сопротивление. Шефа крымского главка МВД – Анатолия Могилёва отправляют в отставку. Украинские власти закрываю глаза на уничтожение заповедника и практически бросают Ай-Петри на произвол судьбы.
Так, торговцы возводят новые шалманы, а вместо горного воздуха туристы дышат чадом от многочисленных чебуречных. К моменту воссоединения Крыма с Россией на плато — больше двух сотен заведений общепита, которые не соответствуют элементарным требованиям. Там нет воды и канализации. Антисанитария и заповедник – вещи несовместимые.
Уже в российском Крыму глава Крыма Сергей Аксёнов даёт распоряжение – спасти одну из основных достопримечательностей полуострова. 22 мая 2017 года на плато начинается добровольный демонтаж построек.
При Украине довести дело до конца ни разу не удавалось. Всё потому, что этому исключительно хозяйственному и экологическому вопросу обычно пробовали придать национально-политический характер. Это осложняло решение проблемы и позволяло недобросовестным бизнесменам продолжать незаконную застройку. Диалог с предпринимателями был непростой, но договориться всё же удалось. Без привлечения силовиков со стороны власти и без ультиматумов от предпринимателей.
«Всем предложена альтернатива с каждым на практике в режиме ручного управления были проведены беседы на возможность предоставления альтернативных мест и в местах непосредственного проживания, где люди живут и работают, и в том числе, в зоне Большой Ялты», — сказал Аксёнов.
В сюжете подчёркивают, что главной проблемой оказалось то, что в украинские времена в Крыму документы на землю выдавались направо и налево. Коррупция преобладала над здравым смыслом.
«У половины есть права собственности — это то, о чём сейчас там «кривозащитники» беспокоятся. При этом могу журналистам сказать, что если вы проедете и посмотрите на аналогичный посёлок, ну кто мог на Ай-Петри разрешить в своё время при Украине строить сооружения, здания, дальше там находится ещё один посёлок и также все говорят, что у всех права собственности. Друзья мои, в конце концов, надо действовать в интересах граждан, а не в интересах нескольких сотен хамов, которые приняли решение в наглую в заповедных зонах построить дома и виллы», — поясняет глава Крыма.
Так, для того чтобы заповедная территория обрела достойный облик требуется было волевое решение: несколько выговоров, пара судебных процессов и два месяца работы. Сейчас разглядеть крымское Южнобережье с высоты птичьего полёта можно почти с любой точки Ай-Петри. Вместо шалманов – благоустроенная территория. И как следствие — комфорт и безопасность и для туристов, и для окружающей среды.