Последние новости

Реклама

Душа и слово слиты воедино

Об этом пишет издание «Крымское Эхо».

ПОЭЗИЯ ТАТЬЯНЫ ШОРОХОВОЙ

 «Главной героиней» сборников стихотворений: «До седьмой зари» (2006г.), «Фонарик счастья» (2006г.), «Выход» (2011г.) и «Охапки пряные стихов» (2013г.) – «является жизнь человеческой души» Татьяны Сергеевны Шороховой (на фото) – известного поэта, писателя, историка и публициста. И «все многообразие» этой «жизни души», многовекторность замыслов и интересов поэта отражает широкий спектр тем в представляемых сборниках. В данной статье обсуждаются такие, общие для них, темы, как: значение духовности; любовь – во всех её проявлениях: к жизни, человеку и природе; жизненный и творческий путь поэта; Крым – в различных аспектах; значение поэзии, роль и предназначение поэта, кроме того, приводятся рассуждения о характерных особенностях её поэзии.

«Пение прочувствованных строк» – так образно можно определить поэзию Татьяны Шороховой, воспевающую сердцем духовное начало во всем сущем мире под небесами. Доминирующая в ней концепция об основополагающем значении духовности в жизни человека – в традиции русской литературы с приматом в ней духовной направленности. Николай Гумилев писал: «…дух, который так же реален, как наше тело, только бесконечно сильнее его». От понятия духовность неотделимо такое многозначное и вариабельное понятие, как – слово. Дар слова дан человеку как способность отображать не только видимый его взору мир, однако и его внутренний, духовный мир. А автору дан дар ощущать каждое слово и, главное, привносить в него духоносный смысл, тем самым, обозначая его коммуникативную функцию в самом высоком её предназначении – соединение духовного мира с материальным. Это впечатляюще проиллюстрировано в четверостишии сборника «Охапки пряные стихов», в разделе с символичным названием «Ладьи для переправы духа». В нем слово персонифицирует собой «перевозчика» – старинное русское судно ладью, –переправляющего духовную сущность в материальное пространство:

  • Средство передвижения
  • Не только для услады слуха;
  • В стихах слова –
  • Ладьи для переправы духа
  • В мир вещества.

Как отражение духовного мира автора, присущих ей душевных качеств, представлена в её поэзии парадигма жизни человека в социуме, которая невозможна без существования в нем духовных ориентиров, включающих в себя такие высоко моральные и нравственные категории, как милосердие, сострадание, доброта и совесть. «Лишь милость – не закон! / – мерило судей» – так поэтически выражен её взгляд на то, что не судебная законность, принятая в обществе, а милосердие – главенствующее, духовное «мерило» в решении судеб людей, как акт доверия, всепрощения и примирения во взаимоотношениях между людьми. Душевная сопричастность, отзывчивость и чуткость ощущаются в строках, где она сердобольно сострадает ближнему: «Я мучаюсь, что не могу помочь,/ Когда от боли угасают дети». Её убеждение, что «бывает в жизни правильный выбор / У того, кто страдает», подразумевает, по большей части, высокий смысл страдания как страдание с ближним, сострадание с ним. «Завещано и Бога полюбить,/ И ближнего». Сострадание является той духовной основой, которая гармонизирует отношения между людьми совместным деятельным участием в заботе о ближнем, оно способно вознести человека к высотам духа:

  • Начало человека – состраданье…
  • …………………………………….
  • Лиха беда начало. Дальше – больше.
  • Все чище, все таинственней, все тоньше –
  • До ощущения крыльев под пальто.
  • « До седьмой зари».

«Добро преобразует зло/ И обезвреживает злато» – так афористично автор подчеркивает значение такого качества души, как доброта, дар, свыше присущий человеку творить добро во имя блага ближнего, побеждая этим злонамерения. И видит высокое предназначение человека на земле в том, чтобы наполнять мир вокруг себя добром, помогая и утешая ближних, возвышаясь, вместе с тем, духовно: «Ты научись добро творить / И, может, станешь человеком». И «постигнешь ты / своей души предназначение».

Для русского человека понятие совесть – сакральное, ведь это – со-весть, то, что идёт от сокровенного – весть от сердца, от которой не отмахнешься и не избавишься; это – бескомпромиссный и неподкупный судья всех помыслов и дел человека. И надо иметь душевное мужество, чтобы так бесстрашно и с сердечной мукой соизмерять свой жизненный удел этим высоким понятием, как это делает поэт:

  • Закипает слеза,
  • Отворяется дверца…
  • Правда колет глаза
  • И доходит до сердца.
  • И читаешь её,
  • Как суровую повесть
  • Про житьё, про бытьё…
  • Вот и мается совесть.
  • «Выход».

И, хотя, «глушит скепсис – палач / Желание сердца – быть чище», она верит в силу духа у человека – противостоять «греховной стуже» в душе и в окружающей обстановке следованием высоким идеалам духовности:

  • И потому мечта
  • , что святость – возможна
  • И смертна нечистота,
  • Светится в нас не ложно.
  • «До седьмой зари».

«Д уша поэзии – любовь: / Она дается свыше, даром» – пишет автор, обозначая, фактически, лейтмотив и глубинный смысл самого её творчества. В нем находит свое выражение данный ей благословенный дар любви ко «всему на белом свете»: к жизни, людям, природе и всему сущему в ней:

  • И с чем ни встретишься, уже
  • Во мне живет: то жжет, то светит:
  • И открывается душе
  • Во всем любовь на белом свете.
  • «Выход».

А «душе» читателя «открывается любовь» во всей поэзии Татьяны Шороховой! Наполненность её души всеобъемлющей любовью наполняет любовью и строки философских раздумий и лирические мотивы в её стихах. Ощущением полноты жизни, радости бытия и оптимизмом пронизаны строки, среди которых образы природы олицетворяют собой настроение и состояние души поэта в весеннюю пору:

  • Пчеле в фиалке радостно звенеть
  • Ноктюрном новоявленного парка,
  • Где распустились яблони на треть,
  • И жизни – столько, что её не жалко !
  • «Фонарик счастья».

И надо любить и ценить в жизни всё, все её «простые минуты» и «уметь жить, для всех светясь душой и умирать с растроганной улыбкой», учитывая все тяготы, лишения и потрясения. Это по-философски мудро советует автор: «Омертветь мы успеем – / Давайте попробуем жить…» В качестве преамбулы к сборнику «До седьмой зари» приводится четверостишие, которое видится программным в её поэзии по воплощению и возвышению в своем творчестве значения дара любви – как первоосновы жизни человека на земле:

  • …Во дворцах, в теремах, в шалаше
  • Пусть коснется земных постояльцев
  • Та любовь, что навеки в душе,
  • И до смерти – в подушечках пальцев .

Творчество Татьяны Шороховой неотделимо от её столь значимо сложившейся судьбы. Присутствие в её стихотворениях автобиографических мотивов, с ноткой ностальгии по родным и любимым местам, говорит о влиянии на него жизненных обстоятельств и перемен в судьбе. И потому интересен её поэтический анализ главных вех её жизни в лирико-биографическом триптихе «Родины мои» («Выход»). Отмечу, что далее в тексте статьи по этой теме приводятся строки из этого сборника. «Родинами» она считает свою малую родину – город Люботин в Харьковской области, где родилась и прошли её детские годы; Крым и город Тосно в Ленинградской области. Все они стали для неё «отечествами», так как по-отечески мудро учили знанию различных сторон жизни; обогащали духовный мир новыми впечатлениями и осмыслением увиденного, тем самым, вдохновляя на творчество. И первое «отечество» вспоминается ею с необыкновенной теплотой и лаской:

  • Первое отечество.
  • Луг цветущий. Реченька.
  • Люботин. Младенчество.

Органичное целое в натуре Татьяны Сергеевны – талант; личность, как творец и человек имеют свое происхождение из детства – в нем истоки её творческого мировосприятия, то, что было заложено в душе самым дорогим человеком – мамой. Она вспоминает в своем жизнеописании: «Поэтическим творчеством я обязана маме, через неё и был мне направлен Божий дар. Мама была очень одаренным человеком – живой родник народного слова». Очень дороги её сердцу, хранимые в памяти, милые и трогательные моменты детства: «Сердечнейшая метка крова / Домашний коврик лоскутовый»; как «клеверным настоем / Дышали щеки, волосы и руки» и как «ходили мы в панамах». Проникновенно пишет она о чувствах и впечатлениях детства, о значении пережитого в нем. И как важно сохранить в душе и пронести «через годы» юную чистоту и свежесть чувств; готовность к восприятию и открытию мира, и себя в нем, и «к былому прильнуть», чтобы восстановить свои душевные и жизненные силы.

Вторым «отечеством» для Татьяны Шороховой стал Крым, где прошли её юность и годы учебы в Симферопольском государственном университете, и где она состоялась в своей профессии, как историк.

  • Второе отечество
  • Мой дом второй – радушный Крым.
  • ……………………………………….
  • Десятки лет полна я им…
  • Сарабуз. Отрочество. Крым.

Охватывая поэтическим взором весь величественный разворот крымского побережья от Херсонеса до Керчи, она обозначает его многозначительным словом «окоём». Окоём – это око-ём – то, что ёмко зрит око, и не только внешним обзором пространства, а и внутренним взглядом, проникая в его суть. В этом слове – глубина чувствования ею крымской земли; понимание значения исторической и культурной содержательности наследия прошлого, сохранившегося в памятниках и артефактах. Приведу строки из стихотворения – «Окоём»:

  • Штрихи курганов, как ручные швы
  • На рваных ранах крымских
  • плоскогорий.
  • Ничейная былинная страна! –
  • Твоих столетий канувшие грезы
  • Оставили в руинах письмена,
  • Загадки и неясные вопросы.

Какая собственная, физическая – до боли – слитность с природой ощущается в приведенных зримых образах, олицетворяющих древность крымской земли! Перефразируя строки из стихотворения «Морской прибой», можно сказать, что «Падает история до уровня сердца / С уровня глаз» в передаче поэтом чувства родственной, кровной причастности ко всей истории, ставшей ей родной земли.

Наряду с лирико-историческим экскурсом в прошлое Крыма автор выражает свое видение крымской земли, с присущей ей уникальностью, своеобразием и многогранностью – в мировоззренческом ракурсе. Описывая прекрасные пейзажи, она художественно-тонко передаёт и ощущаемую в них глубокую духовную наполненность, обогащающую мысль и вдохновляющую на творчество. И незабываема память о тех, кого крымская земля вдохновила на творчество, и кто, в благодарность за это, возвеличил её сердечной и творческой отдачей в своих произведениях. «В день памяти Пушкина» автор вспоминает о поэте в Юрзуфе-Гурзуфе в доме Ришелье: «Воспоминанья просятся в слова – / О Пушкине возносятся молитвы». А гармония, разлитая в крымской природе, своим умиротворяющим покоем способна излечивать и душевные раны: «Твои ветра зализывают раны / На робких всходах мартовской травы».

И светлым символом Крыма, олицетворяющим собой всю гамму чувств, мыслей и впечатлений о крымской земле, навсегда останется в её душе образ бабочки, мелькнувшей на Романовском шоссе: «Бабочка – мелькнувшая секундой, – / Яркий миг, что помнится всю жизнь». И, предчувствуя расставание с Крымом, этот любимый образ автора рефреном повторен в стихотворении «Бабочка над морем». Бабочка – этот «легкий лепесток, вернувшийся в свой сад» после губительного полета над штормящим морем, словно передаёт ей свою жизнестойкость – для будущих испытаний, и дарит надежду на возвращение на спасительную и благодатную крымскую землю:

  • Я уеду. Может, даже очень скоро.
  • Заберусь в озябшие леса…
  • Бабочка, летевшая над морем,
  • Попадись мне вновь на глаза.
  • И, полные драматизма и душевного страдания, строки о расставании с Крымом:
  • …И эту родину оставить –
  • Сродни десантному броску –
  • Меня сумела жизнь заставить! –
  • Что не случится на веку?!

Не проходит бесследно такой разрыв по-живому, оставляя после себя на сердце рубцы памяти. И образы Крыма будут прослеживаться в поэзии автора и после расставания с ним, открывая в них, на расстоянии порой, то, что не виделось вблизи. И, обращая свой взгляд на обретенный, иной мир, это чувство Крыма, в контексте увиденного и пережитого в нем, придаст особую остроту внутреннего зрения в его восприятии, обогащая её творчество палитрой новых красок и чувств.

«Чем станет север для меня?» – этот вопрос волнует Татьяну Шорохову, которая была вынуждена переехать из Крыма в город Тосно по семейным обстоятельствам. А он стал для неё – «третьим отечеством», хотя и не сразу. После жаркого и яркого Крыма с его живописными пейзажами природа северного края – «леса без края» и болота – непривычна и нова для неё. Однако постепенно приходит принятие и очарование неброской северной красотой; ощущение близости с этой землей, суровой по климату, однако по-родственному теплой от тепла сердец людей, живущих на ней:

Третье отечество

  • Почти тайга. Леса без края.
  • Мхи да болотные места…
  • Я начинаю в них врастать
  • И третьей родиной считаю.
  • Не все, южанке, мне по сердцу,
  • однако знаю – по разлукам спец! –
  • Что также можно здесь согреться
  • У человеческих сердец.
  • ……………………………………
  • однако родина моя и здесь.
  • Неведомой доселе силой
  • Наполнила, прижав к себе…

И возникает образ Родины, соединившей в духовном объятии три «отечества», три «родины» поэта. В «полотно» жизни вплетаются в единый узор краски юга и размышления севера, «соединяя их в одно пространство севера и юга» – так резюмирует она свои впечатления о столь значимых в её судьбе «бросках» с юга на север и с севера на юг.

Мысль, окрашенная чувством и ритмично отточенная рифмой, воспринимается острее и глубже. Философия и лиризм – единое и органичное целое в поэзии Татьяны Шороховой. И эта характерная и отличительная особенность её творчества ярко выражена в гражданской, пейзажной и любовной лирике.

Переезд в Россию не мог не отразиться на воззрениях и исканиях в её творчестве. И, наряду с пейзажными зарисовками севера и впечатлениями о пребывании в новых местах, на первый план выходит тема патриотизма, проявление её гражданской позиции. Тема Родины, судьбы России – волнующая и болезненная для автора, как историка и истинного патриота, и она проходит через все представляемые сборники, переосмысливаясь и обогащаясь новыми впечатлениями и раздумьями. Многозначительны и контрастны по смыслу названия двух первых разделов в сборнике «Выход» – словно водораздел между двумя берегами жизни. В первом – «И жизни столько, что её не жалко!» – преобладают стихотворения, посвященные крымской теме, обсуждаемой до этого в данной статье. А во втором – «Как будто жизнь до края пройдена» – стихотворения, написанные в промежуток времени пребывания в Тосно и Санкт-Петербурге, исполненные с ясно выраженной гражданской позиции; с историко-философским углублением при освещении злободневных, в то время, проблем России. Даже в самих названиях этих разделов заметна эволюция её души во временном и жизненном пространстве.

Непосредственное соприкосновение с жизнью страны в постперестроечный промежуток времени побуждает автора к анализу процессов, бурлящих в ней, сквозь призму ретроспективного обращения к её истории, устоям и корням. Она чувствует свою личную сопричастность с судьбой родины, со всем тем, что в ней происходит. И всей силой своего таланта и с болью в сердце рисует картину низложения духовных и моральных ценностей, извечно присущих русскому народу, и втаптывания в грязь идеалов человечности и добра: «Те сердечные слова о доброте / Россия поднималась на которой». Существующая действительность видится ей «противоестественной средой», вызывая протест в её душе:

  • Затоптанные грязные снега,
  • И между них – торговые кликуши…
  • А русских рек пустеют берега,
  • Как наши растаможенные души.
  • «Выход»

Показательно сложное и противоречивое восприятие автором величественного Санкт-Петербурга, история которого так значима и неотделима от истории России. С надеждой на духовное совпадение и проникновение в сокровенное таинство его магии, она ожидает встречи с ним: «Я здесь запахнута надеждой, / Как шубой с царского плеча». И «захлебнулась счастьем первой встречи» с ним, как в волнах любимого Черного моря: «Я бултыхалась в стольной красоте, / Как в море в Евпатории…». Однако очарование «стольной красотой» Петербурга постепенно сменяется у неё снятием «розовых очков» и рассудительным взглядом на происходящее в нем в действительности в те годы, многозначительно и образно резюмируя свое мнение: «Здесь много домов красивых, / однако во многих случаях здесь небо плачет». Уже не греет ожидаемая «шуба с царского плеча», и не восхищают «чудеса зодчества», когда приходит понимание, что этот город является олицетворением того, что происходило в то время в России, что в нем сконцентрировалась «противоестественная» для русского человека «среда»:

  • Он пугает не стужею,
  • Не разводкой мостов – …
  • …………………………..
  • А глазами хорошими
  • У порочных детей…
  • «Выход»

Петербург – город великих потрясений, «Город зимних и осенних / кровожадных революций» – является наглядным уроком в истории России, «учит явью русских» важности исторической памяти. И автор мудро и афористично поучает и предостерегает: «Все, что силою возьмешь, / Выпустишь из хилых рук». В болезненном и чувствительном анализе состояния жизни России в постперестроечное время, который интересен и поучителен и в наши дни, при этом, что вызывает отторжение и возмущение в её душе, она отмечает и, пусть, «трудную», однако «надежду на новое племя Руси»:

  • …Парнишка с повадками зверя
  • старается нежно любить…
  • Ему ли в Россию поверить?
  • Ему ли на пашню вступить?
  • «Выход»

Пейзаж занимает важное и значительное место в поэзии Татьяны Шороховой, являясь как бы одушевленным «проводником» в передаче идейного замысла стихотворения и носителем философского смысла, выражая через состояние, динамику и краски природы состояние её души, мысли и чувства. Такой приём – одушевление образов природы –характерен для пейзажной лирики автора, и в нем проявляется пантеистическое чувство к природе. Одухотворяя образы природы идеями добра и света: «В согласье с небом и добром / Живут деревья и рассветы», она убедительно показывает значение природы для полноценной и духовно-возвышенной жизни человека.

Глубинное чувство природы, присущее автору, выражается в необыкновенной образности, живописности и музыкальности в описываемых ею пейзажах. Подобно композитору, обладающему, так называемым, «цветным слухом», она переносит краски и звуки живой природы в мелодию стиха, усиливая выразительность её звучания, нередко, и звуковыми аллитерациями.

Музыкальность, умение живописать природу палитрой естественных красок и оттенков, обилие зримых, ассоциативных и многозначительных образов – в гармонии с состоянием души – придают пейзажной лирике Татьяны Шороховой впечатляющую художественную достоверность! И все эти достоинства блистательно представлены в описании природы Крыма, с любовно воссозданными видами и характерными приметами его различных уголков, и в разные времена года.

Если вновь обратиться к музыке, то цикл стихотворений в сборнике «Выход», кроме того, целый ряд стихотворений в иных сборниках, посвященных временам года в Крыму, вызывают ассоциацию с циклами музыкальных произведений на тему «Времена года» у выдающихся композиторов: П.И. Чайковского, А.Вивальди и И.Гайдна. Как прелюдия к ожидаемому возрождению жизни природы, звуки его приближения слышатся обещанием счастья – в строках стихотворения «Крымский снег»:

  • ещё не проступила светотень,
  • однако я уже не верую в напасти,
  • Коль этот день –
  • простой февральский день –
  • Осыпан снегом, как старинным счастьем .
  • «Выход».

Продолжает музыкальную тему времен года торжественное звучание аккордов весны, знаменующее её победное шествие по крымской земле: «Шагает солнце желтыми стопами / И золотой рукой стучит в окно». Яркая и жаркая симфония крымского лета «Где лета настоявшийся бальзам / С песком соединяет и прибоем» завораживает своей полнозвучной, многокрасочной и интригующей мелодией – в ней слышатся «забытые легенды, чудеса». Красота осенней поры, краски непревзойденного художника – природы, обилие даров, накопленных ею, словно для угощения на свадьбах, которые издавна празднуются на Руси в эту пору, – восхищают автора, и строки об осени звучат как свадебный марш:

  • И тополь, как нарядный шейх,
  • Весь – золотой!
  • И ярких свадеб белый шлейф
  • Шуршит листвой.
  • «Выход».

Лирична, образна и одухотворена и природа севера России и Петербурга – живописно – зримо представленная в поэтических строках. Что говорит о таланте восчувствовать и столь отдаленную землю, как родственную её душе. «Забравшись в озябшие леса», она находит прелесть и своеобразную красоту и в русской зиме, когда в заснеженных «русских просторах» таким естественным и близким сердцу словно видится «тройки широкий разбег». И впечатляюще-задушевно передаёт этот образ России в строках стихотворения «Позёмка»:

  • Струится снег по кружевам
  • Нерукотворного узора,
  • Приметанного к рукавам
  • Одежды русского простора.
  • «Охапки пряных стихов».

Автора пленяет и таинственное очарование белых ночей, этого природного символа «стольного града» – Петербурга, и рождаются волшебные образы: «На пелерине белой ночи / Луна приколота, как брошь». Нельзя не отметить и крымские мотивы в пейзажных зарисовках Петербурга, рассказывающие о духовной связи с родными местами, которые и на расстоянии вдохновляют на творчество: «Душа вздыхает тетушкой отсталою / О южно-крымских дальних берегах». И вид нарядного, праздничного Петербурга, напоминая ей «эпоху царственных особ», вызывает ассоциацию с их дворцами на Южном берегу, и Нева уже видится ей Черным морем: «Река сияет, словно море чёрное / В Ливадии у вылинявших троп». А зима в Петербурге вызывает элегическую грусть и настраивает на философский лад в восприятии всех жизненных неурядиц:

  • однако в эти дни, когда цветной гранит
  • Засахарен, как старое варенье,
  • Не хочется тревожить, что болит.
  • И принимаешь все с долготерпеньем.
  • «Выход».

Любовная лирика – самая сильная и пронзительная в поэзии Татьяны Шороховой, это её – подлинная жемчужина! Её главным достоинством является то, что в ней ощущается биение большого сердца поэтессы, которое через любовь к своему избраннику выражает любовь ко всему в окружающем мире, и этим неизмеримо духовно возвышает и облагораживает это чувство. Поразительно, какое обилие строк посвящено образам природы и явлениям в ней, сопутствующих излиянию её сердца! Обрамляя чувства описанием пейзажа и состояния природы, она, тем самым, полнее и глубже передаёт состояние души в любви.

«Тепло обмануто дождями…» – это название раздела в сборнике «Выход». Так можно назвать и рассказ автора о своей любви, эпизоды из которого представлены в стихотворениях вышеупомянутого раздела сборника, кроме того в циклах стихотворений в разделах с многозначительными названиями: «Сильна, как смерть, любовь…» («До седьмой зари») и «Из незаметных превращений» («Охапки пряные цветов»). В нем выстроена сюжетная линия от первой встречи с любимым: «Он меня – и это милость, – / Раз увидев, разгадал» и непростой истории взаимоотношений влюбленных в дальнейшем: «Да, строчек отыщется мало / О счастье. / А вот о скорбях!...»

Вернемся к яркой метафоре «Тепло обмануто дождями», которая демонстрирует замечательную способность Татьяны Шороховой ассоциативно, лаконично и емко выражать суть того, что она желает донести. Ведь достаточно этих трёх слов, чтобы понять, что «тепло» – любовь – не сложилась в городе с такими своеобразными климатическими особенностями, как Петербург. Автор развивает эту тему и рассказывает историю своей любви:

  • Тепло обмануто дождями,
  • Размыто над Невой…
  • Моя обласканная память –
  • С волненьем голос твой.
  • «Выход».

 И «обласканная память» помнит начало любви, когда это чувство заполняло все видимое и невидимое пространство вокруг влюбленных, в котором отзывчивее всего, в восприятии их душевного состояния, оказалась природа – спутница и провидица любовной истории:

  • Орешки с буков осыпались
  • И намокали у воды.
  • А мы, счастливые, смеялись,
  • ещё на чувствуя беды.
  • «Выход».

Однако постепенно приходит понимание несовпадения с любимым: «Не успеваю за тобой, не успеваю – / Ты по тропе идешь, а я – / по краю». И следует философски-диалектическое осмысление того, что «из незаметных превращений», случившихся и накопившихся в любовной истории встреч, разговоров и событий, «проступит тот внезапный срок» – срок расставания. Не могу не привести, трогающие сердце строки о расставании с любимым, так болезненно-осязаемо передающие, сквозь слезы дождя и трогательно-щемящий образ «потрясенного клёна», её чувства:

  • И я сквозь дробный дождь смотрю,
  • Как скованно-неудержимо
  • Из октября по ноябрю
  • Ты под зонтом проходишь мимо.
  • …………………………………….
  • Клён сучковатый под окном
  • Без листьев замер, потрясённый…
  • «Охапки пряные стихов».

Отмечу и литературные достоинства в вышеприведенных строках: звуковую аллитерацию – «сквозь дробный дождь смотрю» и метафору – «скованно-неудержимо».

Однако не только образы живой природы, такие, как клён, являются доверительными выразителями сокровенных чувств и душевных волнений автора в любви, однако и неодушевленные, в обычном представлении, предметы, словно оживают, одушевляясь. Эту удивительную и завораживающую особенность её поэзии наглядно иллюстрирует столь любимый ею – образ двери, неоднократно встречающийся в стихотворениях, которому даже посвящено стихотворение «Дверь» в сборнике «Выход». Восхищает, как тонко и опосредованно направлено через этот образ исповедальницы её чувств – признание в любви, которую хранит сердце, учитывая расставание с любимым:

  • Я жду тебя всегда –
  • Ты можешь и не верить, —
  • Не оттого ль теперь
  • Читаю по ночам?
  • Тоски в помине нет,
  • однако в доме плачут двери,
  • А то уйдут в себя
  • И замкнуто держат молчание.
  • «Выход».

Являясь одной из самых больших тайн и загадок человеческого духа, любовь способна менять мировосприятие и мироощущение человека, возводя в ранг приоритетных жизненные интересы любимого человека, пренебрегая своими – ради его блага и счастья. Это индикатор истинности и глубины чувств, особенно в несложившейся любви. Именно таким, возвышенным до всепринятия, всепрощения и благодарности судьбе за все случившееся, предстает это чувство в стихотворениях автора: «Где нет вины – там нет и оправданья, / однако не скорби, я все прощу тебе». И, учитывая пережитые страдания, «обиды хлебнув без меры», она «живет не прощаньем, а прощеньем» и, проявляя благородство своей души, благословляет любимого на счастье – «Венчаю тебя на счастье».

Целый ряд стихотворений в представляемых сборниках посвящен поэтическому исследованию таких важных в литературном плане тем, как значение слова и языка, значение поэзии, роль и предназначение поэта. Слово, как основная единица языка, является базисом для выражения смысла в контексте всего высказывания – поэтической строки. И поэтически образно автор отмечает значение этой связи слова со смыслом, как «будущего основу» – для изложения мысли:

  • однако власть надо мною имеет лишь та –
  • Будущего основа –
  • Самая высокая на земле Красота –
  • Красота смысла слова.
  • «Фонарик счастья».

«Красотой смысла слова» обладает сама поэзия Татьяны Шороховой, с присущей ей глубокомысленностью в передаче словом её восприятия объемности жизненного пространства и явлений в нем, при этом литературно чутко оформляя его смысл. И это органичное слияние формы и содержания, явленное в слове, – самое характерная и художественно-ценная особенность её поэзии! Связывая понятие «смысла слова» с понятием «Красоты», «без которой неполны понятие истины и добра» (А.Г. Спиркин), она возвышает значение слова – не только как носителя духа, что было отмечено в данной статье, однако и носителя углубленно-философской содержательности, определяющей его смысл. И поэтическим наитием воплощает эту, присущую слову многофункциональность – в многосмысловость слова, что впечатляюще подтверждает стихотворение «О-сень!» – в сборнике «Охапки пряные стихов». Разделив слово – осень, обозначающее время года, на о-сень, она, тем самым, сразу обнаружила его многозначность и ассоциативность рождением целого ряда понятий и явлений. Приведу строки из этого стихотворения, кроме того, отмечу и аллитерацию в них: «О-сень! По-над миром сень / С глубиною синею…» Вспоминаются строки стихотворения А.С. Пушкина «19 октября»: «Друзья мои, прекрасен наш союз! / …Срастался он под сенью дружных муз». В свете вышесказанного, обращает на себя внимание стихотворение-посвящение «Сергею Есенину» из сборника «Охапки пряных стихов», так как, если разделить фамилию поэта: Е-сен-ин – то в ней видится производное от слова – сень. И в унисон мелодике его стихов звучит мелодия строк, проникнутых любовью к «самому сердечному, самому красивому, самому любимому сыну России», усиленная аллитерацией:

  • В высях весенних
  • Вечно пребудет имя
  • Есенин .

Как гимн всепобеждающей силе слова звучат строки стихотворения «Марине Цветаевой», по чувствам созвучные стилю её поэзии:

  • Стих – как ветер! как двери – с пе́тель!
  • Слово – с волей особой силы!...
  • Надорвалась на этом свете.
  • Однако а слово тлен – победило !
  • «Охапки пряные стихов».

Язык, как средство общения между людьми, взаимопонимания людей в обществе – особенно значим в литературной деятельности. Проявляя свою национальную принадлежность, он способен передать традиции, уклад, искания и нужды своего народа, сохраняя в себе его историю и культуру. Убедительно и с внутренним душевным восторгом автор раскрывает в своем творчестве безграничные возможности русского языка, его богатство и сокровенную глубину. И подчеркивает, что только «в стихии языка родного» может творить истинный поэт:

  • Язык – единственный, родной –
  • Дается людям вместе с кровью.
  • Все прочие – как храм чужой –
  • Не одухотворить любовью.
  • ………………………………
  • Поэты не принадлежат
  • Себе, а языку народа.
  • ………………………………
  • Поэт всегда – живой глагол.
  • «Фонарик счастья».

В своих раздумьях о значении поэзии, роли и предназначении поэта Татьяна Шорохова категорически не приемлет «пустоты алхимии в стихах», среди которых демонстрируется лишь жонглирование словами, отражающими «пустоту в сердцах и головах». Её возвышенное представление о миссии поэта на земле, что он «всегда – живой глагол» подтверждает верность завету А.С. Пушкина – «глаголом жечь сердца людей». Это предполагает и ответственность поэта за то, что он доносит до читателя соответствие его взгляда на окружающий мир высоким духовным, моральным и нравственным ценностям, что отличает лучшие творения русских писателей и поэтов. Что она и проводит последовательно в своем творчестве, ощущая свою личную сопричастность ко всему происходящему вокруг, сердцем воспринимая и отражая в своих стихах чаяния и нужды людей:

  • И то, что русским сердцем я услышала,
  • О чем народа плачется душа,
  • Попробовала я стихами вы́дышать,
  • Неточной быть, пред истиной страшась.
  • «Охапки пряные стихов».

Она полагает, что подлинный «русский поэт в корень зрит», беря за основу корневое, народное, глубинное – в проекции на современную ему действительность – то, что присуще самой её поэзии. И, убежденная в значимости русской поэзии в жизни человека – как источника духовной силы, мудро советует:

  • Если сердцу больше не поется,
  • Если вам молитва не дается,
  • А в душе подобие трухи, —
  • Почитайте русские стихи.
  • «Охапки пряные стихов».

Воссозданная в стихе мысль, которая является отражением природной мудрости, знаний и жизненных наблюдений автора, воспроизводит видение ею окружающего мира. И её «ценное умение неброское видеть» проявляется в мировоззренчески-аналитической оценке всего увиденного и происходящего вокруг. Такой подход характерен Татьяне Шороховой, как истинному философу, находящему свое выражение в творчестве. Многозначительно название раздела в сборнике «До седьмой зари»«Приоткрывая суть». Именно «приоткрывание сути» – тяготение к познанию истины – является целью философских исканий мыслителей.

И это соответствует её творческой позиции – «все понять до мелочей»: уловить, выделить суть в многообразии, переплетениях и метаморфозах панорамной картины жизни. Что согласуется с высказыванием поэта-философа Бориса Пастернака: «Во всем мне хочется дойти до самой сути». Важно отметить, что, выводя свои умозаключения об освещаемом объекте или теме, особенно, в афористичных изречениях, она философски осознанно не ставит на этом точку. А как бы открывает пространство для дальнейших исследований (интеллектуальных и духовных) явлений жизни, природы и вещей, тем самым, побуждая читателя к собственным размышлениям.

Такой философски-углубленный и поэтически оформленный взгляд на окружающий мир подтверждают строки четверостишия, которые, к тому же, фактически, выражают её жизненное и творческое кредо:

  • Мне золотые двери –
  • Ни к чему.
  • У деревянных
  • Столько же открытий!
  • «Фонарик счастья»

 И, как проявление философского склада её ума – афористичность, – обдуманное, умелое и художественно-гармоничное введение в тексты стихотворений афоризмов, которые зачастую представлены в аллегорической форме и с использованием метафор. Примечательно, что сборники: «До седьмой зари», «Фонарик счастья» и «Выход» содержат циклы афоризмов. И наиболее показательны в этом плане названия разделов в этих сборниках: «Летящая пыльца» («Фонарик счастья»); «Приоткрывая суть» («До седьмой зари») и «Явление цветка предугадай…», «Тепло обмануто дождями» («Выход»).

В сборнике «До седьмой зари» мир вещей, предметов и явлений преображается, увиденный глазами поэта-философа. Воображением автора они словно теряют свою обыденность и материальную сущность, становясь выразителями её мировоззренческих взглядов на окружающий мир. Вместе с тем, она применяет оригинальный приём – показывает обычные предметы и явления в необычном ракурсе, раскрывая этим их многозначность, глубину и содержательность. Представляю некоторые суждения из этого сборника. «Дверь – слиток событий, /

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля