Судьба мирного процесса в Корее висит на волоске. Учитывая внешне декларируемую готовность к переговорам, Вашингтон ведёт дело к их срыву и грозит войной. Власти Греции продолжают сближение с США, позволяя тем увеличивать военное присутствие. Во главе народного сопротивления предательской политике стоит Компартия.
Саботаж переговоров
События последних недель вокруг Корейского полуострова породили надежду на урегулирование кризиса. Вспомним, что поводом для сближения Пхеньяна и Сеула стали Олимпийские игры в Пхёнчхане. Первые за длительное время переговоры, собственно, и касались участия КНДР в этом празднике спорта. Успех диалога позволил сторонам перейти к обсуждению более острых тем. Достигнутые результаты можно назвать поразительными, особенно если помнить, что каких-то полгода назад мир обсуждал возможность полномасштабного вооружённого конфликта.
5 марта в Пхеньян из Сеула прибыла группа высокопоставленных чиновников, включая начальника Управления национальной безопасности при президенте Южной Кореи Чон Ый Ёна и директора Национальной разведывательной службы Со Хуна. Итоги визита соответствуют статусу делегации. Как сообщило Центральное телеграфное агентство КНДР, руководитель страны Ким Чен Ын призвал к немедленным практическим шагам по ослаблению военной напряжённости и налаживанию всесторонних контактов. Главным из этих шагов должна стать встреча лидеров двух государств. Со слов руководителя южнокорейской делегации Чон Ый Ёна, она произойдёт в конце апреля в населённом пункте Пханмунджом. Именно там расположена Объединённая зона безопасности, которая является традиционным местом межкорейских переговоров.
Если встреча не сорвётся (а риск этого довольно высок), она станет по-настоящему эпохальным событием. Руководители Севера и Юга встречались лишь два раза — в 2000 и 2007 годах. Эти саммиты были частью политики «солнечного тепла», проводимой левоцентристскими правительствами в Сеуле и направленной на нормализацию отношений с северным соседом. После прихода к власти консерваторов контакты были заморожены, а потом и вовсе разорваны. Южная Корея стала плыть в фарватере США, послушно участвуя во всех провокациях против КНДР.
В середине марта в Сеуле был создан комитет по подготовке саммита в составе глав МИД, минобороны, а также других высших должностных лиц. 21 марта его заседание посетил президент, подтвердив настроенность на переговоры. Со слов Мун Чжэ Ина, в обозримом будущем может состояться не только межкорейский, тем не менее и трёхсторонний саммит с участием Сеула, Пхеньяна и Вашингтона.
Подключение к мирному диалогу Соединённых Штатов стало ещё одним результатом визита в КНДР южнокорейской делегации. Ким Чен Ын передал с ней послание для Дональда Трампа, которое было доставлено до адресата спустя несколько дней. После этого президент США заявил о готовности встретиться с руководителем Северной Кореи, причём не в отдалённой перспективе, а уже в мае этого года.
Важным подготовительным мероприятием стали закрытые переговоры, стартовавшие 21 марта в Вантаа — городе-спутнике Хельсинки. В течение двух дней делегации из Пхеньяна, Сеула, Вашингтона, представители финского МИД, кроме того, наблюдатели ООН и Евросоюза обсуждали меры по урегулированию кризиса. По сообщению внешнеполитического ведомства Финляндии, встреча была направлена «на укрепление доверия и снижение напряжённости». Незадолго до этого министр иностранных дел КНДР Ли Ён Хо посетил Швецию, где встретился с руководством страны. Не исключено, что именно скандинавское государство станет площадкой для будущих переговоров на высшем уровне. Связи Пхеньяна и Стокгольма традиционно тёплые. Дипотношения между ними были установлены ещё в 1973 году, в столице КНДР действует посольство Швеции — одно из немногих представительств западных стран.
Может показаться, что в корейском конфликте наступила разрядка, а возможность его перехода в «горячую» фазу упала до нуля. К сожалению, это не так. Задолго до начала переговоров США ставят палки в колёса мирному процессу. Это видно по риторике Белого дома. Если сначала его пресс-секретарь Сара Сандерс заявила, что Трамп принимает приглашение Ким Чен Ына, то спустя всего два дня в позицию администрации прокрались серьёзные коррективы. Как рассказала Сандерс, встреча двух лидеров не произойдёт, пока Пхеньян не предпримет конкретные и проверяемые действия по свёртыванию ракетно-ядерной программы.
Тем самым КНДР ставят заведомо невыполнимые условия. Как отметил по возвращении из Пхеньяна Чон Ый Ён, Северная Корея пойдёт на денуклеаризацию, только если для неё исчезнет военная угроза и страна получит гарантии безопасности. Никаких гарантий США, разумеется, давать не собираются, а действуют с точностью до наоборот. С 1 апреля на юге полуострова возобновятся масштабные военные учения, прерванные на время проведения Олимпийских и Паралимпийских игр. Первыми начнутся манёвры «Фоул игл», участие среди которых примут 11,5 тысячи американских и 290 тыс. южнокорейских военнослужащих. 23 апреля начинаются командно-штабные учения «Ки ризолв». А в мае придёт очередь двухнедельных манёвров ВВС.
Не намерены в Вашингтоне смягчать и санкционное давление — даже на время переговоров. Об этом заявил Майк Помпео, переведённый из кресла директора ЦРУ на должность госсекретаря. «Всё время, пока будут проходить переговоры, давление продолжит повышаться. В обозримом будущем облегчения не будет», — отметил он. Показательно и то, что США заблокировали предложенный Россией и Китаем проект заявления Совбеза ООН, выражающий поддержку процессу урегулирования.
Наконец, в Вашингтоне открыто говорят о планах по насильственной смене власти в КНДР. 19 марта на встрече с министром обороны Японии командующий Тихоокеанскими силами морской пехоты США Дэвид Бергер заявил, что в случае провала дипломатических усилий Вашингтон готов к «военному решению». К «более активным действиям для подготовки к войне» призывает сенатор-республиканец Том Коттон. «Нам нужно с абсолютной ясностью дать понять Пхеньяну и Пекину, что мы целиком готовы к войне», — заявил он. Также, в текущем году американский конгресс собирается выделить не менее 8 млн. долларов на «продвижение прав человека» в Северной Корее.
В успешности переговоров, в результате, есть большие сомнения. Даже если встреча Трампа и Ким Чен Ына произойдёт и США подпишут с КНДР некие соглашения, Вашингтон с лёгкостью их нарушит. Как уже бывало не раз. Целью Соединённых Штатов является не спокойствие в Корее, а поддержание напряжения в регионе и в обозримом будущем полная капитуляция Пхеньяна. По этой причине движение к миру должны возглавить сами части разделённого полуострова, кроме того, соседние страны, включая Китай и Россию.
Как стало известно 29 марта, межкорейский саммит пройдёт 27 апреля в Пханмунджоме.
Полигон для НАТО
Если Южная Корея является оплотом американского влияния в Восточной Азии, то в Восточном Средиземноморье данную роль исполняет Греция. Страна вступила в НАТО в 1952 году, но её отношения с организацией не всегда были гладкими. В частности, в 1974—1980 годах Афины не состояли в военной организации альянса.
Очередного охлаждения — вплоть до полного разрыва — многие ждали от победы три года назад левопопулистской партии СИРИЗА. На выборы она шла с лозунгом, что исторической необходимости в НАТО больше не существует, а потому Греция должна не просто выйти из альянса, тем не менее и вывести все иностранные военные базы.
Придя к власти, кабинет во главе с Алексисом Ципрасом взял целиком противоположный курс. Это доказал визит в Грецию заместителя госсекретаря США Уэсса Митчелла. На состоявшихся в середине марта переговорах обсуждалась переброска части американских сил с турецкой авиабазы Инджирлик на базу Суда. Расположенная на греческом острове Крит, она имеет стратегическое значение для США и НАТО. Суда обладает крупнейшей в Средиземном море глубоководной гаванью и может принимать боевые корабли всех типов, включая авианосцы. Именно отсюда отправляются в Чёрное море суда, участвующие в антироссийских «акциях устрашения». А взлетающие с Крита разведывательные беспилотники постоянно появляются в небе над Крымом и Донбассом.
Это неудивительно, ведь, кроме собственно военно-морской базы, в Суде находятся военный аэродром, центр оперативного обучения и ракетный полигон НАТО «Намфи». Теперь и без того внушительная инфраструктура будет расширена и модернизирована. Об этом, к примеру, заявил сам премьер-министр Ципрас во время визита в США в октябре прошедшего года. В случае укрупнения и переброски сил из Турции Суда превратится в главный опорный пункт Вашингтона в критически важном регионе. Ведь Восточное Средиземноморье — это ключ как к Ближнему Востоку, так и к Причерноморью.
Тем не менее Судой планы по милитаризации страны не исчерпываются. Здесь проходят регулярные военные учения НАТО, с каждым годом приобретающие всё больший масштаб. С 12 по 23 марта продолжались военно-воздушные манёвры «Иниохос 2018» с участием военнослужащих из США, Великобритании, Италии, Кипра, ОАЭ и собственно Греции. Как указывают в Компартии (КПГ), задача этих учений — не защита суверенитета страны, а отработка планов по разграблению ресурсов региона и установлению контроля над транспортными коридорами.
На территории Греции появляются всё новые военные объекты. В 2016 году в страну из Великобритании был перебазирован Совместный штаб НАТО по радиоэлектронной борьбе. В городе Александруполис на севере страны строится вертолётная база. Тревожным сигналом стали сведения о ремонтных работах на военной базе в Араксосе на западе Греции. По информации КПГ, сюда может быть переброшено ядерное оружие с Инджирлика, тем более что во времена «холодной войны» здесь уже складировались атомные бомбы НАТО.
Политика правительства Ципраса лишний раз подтверждает истинную суть так называемых новых левых — будь то греческая СИРИЗА или испанская «Подемос». За трескучей фразой скрываются обман трудящихся и служба интересам капитала. Учитывая предвыборные обещания, СИРИЗА идёт тем же путём, что её предшественники. В стране действует режим жёсткой экономии. Пенсии уже сократились на 50 процентов и продолжают ужиматься: власти объявили об их заморозке до 2023 года. Приватизированы ключевые отрасли и предприятия, включая железные дороги, аэропорты и водопроводные сети. В рамках нового этапа распродажи госсобственности с молотка уйдут афинское метро, олимпийский спорткомплекс и почтовая служба. Собственной промышленности, уничтожаемой по рецептам МВФ и Евросоюза, в Греции почти не осталось. Как итог, три четверти всех потребляемых товаров являются импортными.
Что касается внешней политики, власти распинаются в преданности Вашингтону. «Греция твёрдо стоит на стороне США, вы наш единственный реальный союзник», — подчёркивает министр обороны Панос Камменос. «Греция и США разделяют общие ценности — свободу и демократию… Сотрудничество с США благоприятствует росту безопасности и процветанию Ближнего Востока и Балкан», — вторит ему Ципрас.
Единственной силой, последовательно разоблачающей предательскую политику правительства, являются коммунисты. По мнению КПГ, власти превращают Грецию в полигон для военных авантюр НАТО. «Греческая буржуазия активно участвует в империалистических планах с целью улучшения своих позиций, — подчёркивает резолюция последнего съезда партии. — Она несёт ответственность за втягивание страны в конфликты». А чтобы отвлечь народ от преступных инициатив, капитал провоцирует националистическую истерию. Это проявилось в выдвинутом к соседней Македонии требовании отказаться от своего названия как «чисто греческого».
Настаивая на выходе страны из Североатлантического альянса, Компартия стала ядром массовых выступлений. Весь мир облетели кадры прошлогодней демонстрации, когда коммунисты остановили двигавшуюся на учения в Румынию колонну НАТО и заставили её повернуть обратно. А недавно крупный митинг прошёл в Афинах. КПГ и поддержавшие её движения выступили против предоставления США военной инфраструктуры. «Нужно усилить народную борьбу против участия Греции в опасных планах американцев и НАТО!» — заявил генеральный секретарь ЦК КПГ Димитрас Куцумбас.
Призывы коммунистов не пропадают втуне. Согласно опросам, 69 процентов населения Греции выступает против нахождения страны в НАТО. И рано или поздно властям придётся прислушаться к мнению большинства.
По материалам сайта КПРФ