Последние новости

Реклама

Главный ковбой Голливуда Джон Уэйн называл её «сорванцом в юбке», а британский актёр Дэвид Нивен — «лучшим изобретением итальянцев после спагетти». Обворожительная Клаудия Кардинале появилась на киноэкране очень своевременно. В 50—60-х годах XX века важнейшее из искусств переживало бурный расцвет и, невзирая на обилие восходящих звёзд — Элизабет Тэйлор, Марлон Брандо, Мэрилин Монро, Ален Делон, Джина Лоллобриджида, Брижит Бардо, Софи Лорен, Пол Ньюман, Марчелло Мастроянни, Роми Шнайдер, Вирна Лизи, Урсула Андресс, Моника Витти, Мишель Мерсье, — всё время нуждалось в новых кумирах.
ИТАЛЬЯНКЕ Клаудии Кардинале повезло: ей удалось не затеряться в толпе броских, обаятельных, красивых и талантливых артистов. Преодолев жёсткую конкуренцию, знойная чаровница стремительно вошла в когорту избранных и сумела не только прочно занять высокие ступени в мировой киноимперии, но и на протяжении многих лет сохранять популярность. Знаменитая актриса вообще являет собой пример долгой и насыщенной жизни в кино, где периоды ошеломляющей славы, когда ослепительная улыбка кареглазой брюнетки украшала страницы изданий по всему земному шару едва ли не чаще иных кинодив, сменялись относительным затишьем и редкими предложениями от режиссёров. Сыграв более чем в 50 фильмах, она, учитывая преклонный возраст — 15 апреля легенда европейского кинематографа отметит 80-летний юбилей, продолжает сниматься и по сей день: её последняя работа, главная роль в картине Лазло Барбо «Ничего серьёзного», датирована 2017 годом.

Клод Жозефин Роз Кардинале родилась в Тунисе, тогдашней колонии Франции, куда её родители в поисках лучшей доли перебрались с Сицилии. Девочка, с детства ощущавшая себя частью арабо-французского мира, мечтала жить в пустыне Сахара и серьёзно готовилась посвятить себя профессии деревенской учительницы, несущей свет знаний полуголодным, неграмотным ребятишкам.

Тем не менее судьба распорядилась иначе. В 1957-м Клаудия из любопытства приняла участие в конкурсе на звание самой красивой итальянки Туниса, организованном фирмой «Униталия», и, выиграв его, получила в качестве приза поездку в Италию на знаменитый Венецианский кинофестиваль. Там на девушку почти сразу положил глаз один из богатейших и влиятельных кинопродюсеров страны Франко Кристальди. Долгосрочный контракт, предложенный Кардинале его фирмой «Видес», заставил будущую богиню экрана покинуть Африку и перебраться на родину предков.

Кинобизнесмен, позднее ставший мужем Клаудии, быстро разглядел в изящной брюнетке подходящую кандидатуру на роль суперзвезды и со знанием дела взялся за раскрутку красавицы. Его протеже ежегодно появлялась в пяти-шести разноплановых картинах (комедиях, драмах, фильмах социально-критического и антифашистского направлений), которые благодаря громким именам их создателей и яркому актёрскому составу привлекали внимание профессионалов и зрителей. Безошибочная продюсерская стратегия Кристальди позволила за короткое время сотворить из безвестной неопытной девушки прославленную кинодиву: разносторонность артистического дарования его подопечной поразила и заинтересовала как широкую публику, так и критиков.

Вслед за Мэрилин Монро и Брижит Бардо Клаудия Кардинале превращается едва ли не в самую популярную топ-модель и становится ещё одним ликом пленительной женской чувственности. Недаром именно этих кинобогинь, точно кодовыми знаками, понятными в разных уголках планеты, именовали попросту ММ, ББ, КК. Подсчитано, что на гребне славы восхитительной уроженке Туниса посвящалось около 80 публикаций в день, а её портреты появлялись в СМИ не менее 50 раз в неделю в одной только Италии. Рекордным явился 1963 год, когда мировая пресса уделила прелестнице внимание в 28996 статьях.

В НАЧАЛЕ Кардинале рассматривали как итальянский вариант Бардо, но в её облике было куда больше естественности, интеллигентности и скромности. Французский идол с целью эпатажа неоднократно заявляла, будто не считает себя хорошей актрисой: ей достаточно амплуа «сексуального котёнка». Клаудия же ещё на заре карьеры говорила о желании быть артисткой — не звездой, и посему поддерживала внимание к себе творчеством, а не бурными романами, неожиданными браками, скандалами и экстравагантными выходками. Не непреднамеренно неотразимый Марчелло Мастроянни, общавшийся с КК не только на съёмочной площадке, но и за её пределами, как-то отметил: «Она единственная нормальная актриса в этом стаде неврастеничек и истеричек».

Жизнь неоднократно заставляла Клаудию собирать в кулак все свои природные запасы стойкости и силы воли: ведь она в полном смысле была «рабой кино». По семнадцатилетнему контракту, заключённому в 1958-м с Франко Кристальди и фирмой «Видес», Кардинале лишалась возможности своевольничать даже в самых элементарных ситуациях. В частности, она не могла иначе подкрасить глаза, надеть платье по настроению или сменить гардероб, если это выходило за рамки образа, навязанного хозяевами. Итальянке приходилось ограничивать себя во многих личных желаниях и поступках.

Трудно сказать, заслуга ли это всесильного Кристальди, но именно в 1960-х Кардинале предстала во всём блеске своего дарования и красоты. От природы она была наделена чувствительностью и гибкостью, позволявшими передавать нюансы разнообразных женских переживаний. Почти с самого начала карьеры Клаудия обнаружила склонность к созданию сложных и неоднозначных образов. Её героини в фильмах Валерио Дзурлини «Девушка с чемоданом» (1961), Мауро Болоньини «Ла Виачча» (1961) и «Старость» (1961) одновременно простодушны и расчётливы, невинны и порочны, женственно-беззащитны и агрессивно-наступательны. Это подметил известный итальянский режиссёр Витторио де Сика, сказав, что до Кардинале не встречал актрисы, которая бы так заботилась о нравственной чистоте «биографии» своих персонажей. Одухотворённой натуре артистки удавалось выразить высшее начало в человеке, чем не преминул воспользоваться великий Феллини, снявший её в ленте «Восемь с половиной» (1963).

Тем не менее наиболее плодотворной для уроженки Туниса оказалась встреча с другим мэтром итальянского кинематографа — Лукино Висконти, охарактеризовавшим её так: «Клаудия похожа на кошку, позволяющую гладить себя, но берегитесь: она может превратиться в тигрицу и разорвать укротителя». Для начала режиссёр предложил восходящей звезде небольшую роль в «Рокко и его братьях» (1960). Но уже в их следующей совместной работе, «Леопард» (1963), романтической истории об упадке старинного сицилийского рода, актриса воплотила на экране один из центральных образов — хищную красавицу-плебейку Анжелику, невесту аристократа Танкреди (Ален Делон), энергично и напористо прокладывающую путь наверх. Брачный союз героев Кардинале и Делона символизировал распад мира классики, сумерки патрициев-богов и закат благородной Европы. Под руководством Висконти его обольстительная протеже вложила в эту роль всю мощь своего таланта. Неудивительно, что, по мнению критиков и самой КК, игра в «Леопарде» стала вершиной её творчества. В последующие годы прославленный маэстро ещё два раза снимал любимую артистку: в 1965-м в «Туманных звёздах Большой Медведицы» и в 1974-м в «Семейном портрете в интерьере».

Итальянских и зарубежных режиссёров привлекала способность Кардинале наделять свои персонажи нравственной силой, стойкостью и целеустремлённостью. Одна из таких героинь, Мара, подруга партизана из фильма Луиджи Коменчини «Невеста Бубе» (1963), как ни странно, вызывает ассоциации с личностью и судьбой самой актрисы. Клаудия также обладала волевым характером, сопротивляясь жизненным обстоятельствам вплоть до бунта, чем однажды и обернулся её полный разрыв с Кристальди.

КК успешно поработала в Голливуде: участие в фильмах «Розовая пантера», «Пропавший отряд», «Профессионалы», «Не гони волну» укрепило её международную славу. Многие кинодеятели восторженно отзывались об итальянке, считая, что кинозвезда принадлежит к тому редкому типу женщин, который нравится как сильному, так и слабому полу. «Она станет одной из вечных актрис на этой земле», — говорил американский режиссёр Генри Хатауэй, в 1964-м снявший Кардинале в фильме «Мир цирка».

Увы, учитывая всемирное признание и неоднократные заверения Клаудии, будто внешность героинь — для неё не главное, с определённого момента кинодива постепенно стала терять завоёванные позиции. «Кино — диктатор с двумя лицами: благородным и любезным, пока вы ему необходимы, немилосердным и бесчеловечным, когда вы его больше не интересуете, — как-то горько заметила Кардинале, а позднее добавила: — Если ты не молода и не хороша собой, тебе не только не дают сниматься, но даже не берут продавщицей. Просто вычёркивают из жизни».

Последние слова итальянка произнесла на пороге своего 38-летия, хотя, казалось бы, именно в данный момент имелись все основания восхищаться зрелостью её красоты и таланта. Но закат замечательной актрисы начался довольно рано: без потерь перешагнуть порог сорокалетия удаётся далеко не всем. Время, пощадившее Софи Лорен и Катрин Денёв, чья внешняя притягательность отличается долговечностью, наиболее рано наложило отпечаток на лицо неподражаемой КК. Она, бесспорно, целиком не утратила своей самобытной привлекательности, но это была уже не та блистательная Клаудия, что буквально завораживала зрителей.

ПЕРЕЛОМИТЬ ситуацию могла одна-единственная роль, которая позволила бы Кардинале реализовать всю глубину её личности и профессионализма. Тем не менее на протяжении последующих лет кинематограф не баловал артистку предложениями такого уровня, хотя она продолжала постоянно сниматься. Для примера, у Паскуале Скуитьере, представителя политического кино Италии и по совместительству второго супруга кинобогини. В его лентах «Молодчики» (1974), «Железный префект» (1977), «Оружие» (1978), «Корлеоне» (1978), «Кларетта» (1984), «Акт скорби» (1989) она создала сложные психологические образы. Также, между работ 1970—1980-х годов надо также отметить «Аудиенцию» Марко Феррери, «Шкуру» Лилианы Кавани, «Фицкарральдо» Вернера Херцога. Но все эти картины давали возможность проявить лишь отдельные стороны творческой индивидуальности Клаудии. Такого великолепного соединения намерений и возможностей режиссёра и актрисы, как это было в висконтиевском «Леопарде», судьба, к сожалению, ей больше не подарила.

Клаудия Кардинале пользовалась огромной популярностью в Советском Союзе, неоднократно приезжала в страну, а в 1967 году была гостьей V Московского международного кинофестиваля. Отечественным зрителям она хорошо знакома по лентам «День совы», «Однажды на Диком Западе», «Нефтедобытчицы», «Иисус из Назарета», телесериалам «Княжна Дэйзи», «Пустыня в огне» и, конечно же, по фильму Михаила Калатозова «Красная палатка» (1969) — совместному проекту СССР, Великобритании и Италии, рассказывающему о неудачной арктической экспедиции Умберто Нобиле. В картине, где красавица-итальянка сыграла медсестру Валерию, собрались не только лучшие советские мастера — Донатас Банионис, Никита Михалков, Эдуард Марцевич, Юрий Соломин, Юрий Визбор, но и зарубежные звёзды: Шон Коннери, Питер Финч, Массимо Джиротти.

Начиная с 2000-х кинозвезда, давно живущая в Париже, мало снимается, потому как играть пожилых героинь ей неинтересно. Тем не менее порой она всё же делает исключения и появляется в отдельных фильмах: «Нить» (2009), «Отец» (2011), «Художник и натурщица» (2012), «Римские свидания» (2015). «Годы бегут, в одинаковой мере накладывая свой отпечаток как на тело, так и на душу человека, — говорит знаменитая КК. — Я успокаиваю себя тем, что те, кто любил Клаудию в начале её карьерного пути, также состарились».

ТВОРЧЕСТВО Кардинале отмечено многими призами и наградами. Она — великий офицер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой», командор французского ордена Почётного легиона, обладательница специальных призов Венецианского и Берлинского кинофестивалей за выдающийся вклад в киноискусство. Актриса два раза завоёвывала как главную национальную кинопремию Италии Давид ди Донателло (за картины «День совы» и «Красивый, честный эмигрант в Австралии желал бы жениться на девушке-соотечественнице»), так и приз Итальянской национальной ассоциации киножурналистов «Серебряная лента» (за фильмы «Невеста Бубе» и «Кларетта»).

Свою известную автобиографическую книгу Клаудия Кардинале назвала «Мне повезло». И обворожительной уроженке Туниса и вправду повезло: она навсегда вошла в историю мирового кинематографа, став одной из его незабываемых легенд.


По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля