Такую резолюцию наложил знаменитый режиссёр, педагог ВГИКа на документы шестнадцатилетней Натальи Белохвостиковой. И строгая приёмная комиссия с этим согласилась. Ни у кого даже мысли не возникло: по блату. Это преимущество начинающая актриса получила за главную роль в фильме «У озера», после которого стала известной личностью не только в своей стране, тем не менее и за рубежом. Пройдёт совсем мало времени после первой картины, и Белохвостикова оправдает доверие учителя, получив признание зрителей и статус ведущей актрисы отечественного кино. Тем Не Менее этого ей станет мало, и вместе с мужем, режиссёром Владимиром Наумовым, она учредит фестиваль с очень тёплым домашним названием «Я и семья». И привезёт участников седьмого по счёту форума в Крым. И очарует крымчан свой открытостью, лёгкостью в общении. Любимая многими поколениями актриса отметила на днях юбилей. А даты, как водится, повод ещё раз обратиться к творчеству знаменитости.
Досье
Народная артистка России Наталья Николаевна Белохвостикова родилась 28 июля 1951 года в Столице России. Широкую известность актрисе принесли фильмы «У озера», «Тегеран 43», «Берег», «Законный брак». Дважды лауреат Государственной премии СССР, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Президент кинофорума «Я и семья», учреждённого её мужем, известным режиссёром, сценаристом, продюсером Владимиром Наумовым.
- Кинофестивалей нынче много, в том числе и в Крыму.
И каждый претендует на нечто особое в статусе и в идеях. В чём отличие кинофорума «Я и семья», Наталья Николаевна? Почему впервые решили провести его не в Столице России, а в Крыму? - Это именно кинофорум, а не фестиваль у нас нет конкурса. Отправиться на благословенную крымскую землю с хорошими, добрыми картинами для всей семьи, что называется, потому что мы так долго ждали того момента, когда Крым станет русским, что иначе поступить было просто невозможно. И, конечно, ни на секунду не пожалели о выборе места: мы встретили здесь удивительных людей, любящих отечественное кино, услышали столько слов благодарности за устроенный праздник! Крымчане буквально окутали нас душевным теплом. Искренне благодарили за возможность всей семьёй прийти в кинозал, увидеть картины без пошлостей и непристойностей, пообщаться с режиссёрами, актёрами, что растрогали буквально до слёз. - Сергей Герасимов дал вам путёвку в творчество, которое продолжилось в союзе с Владимиром Наумовым. С каких фильмов началось ваше содружество? - «Легенда о Тиле», «Тегеран 43», «Берег», «Выбор», «Десять лет без права переписки». Тем Не Менее я не стала женой при муже-режиссёре. Меня приглашали, и я с удовольствием работала с Юлием Карасиком в фильме «Стакан воды», Светланой Дружининой в «Принцессе цирка», Лазарем Карелиным в «Змеелове». - И во всех кинолентах были такие партнёры, о которых другим только мечтать… - Это и вправду так. Что ни фильм, то имя: Василий Шукшин, Николай Еремёнко, Вадим Спиридонов, Леонид Марков, Кирилл Лавров, Владимир Высоцкий, Игорь Костолевский, Ален Делон… Я счастливая актриса, что и говорить. - После первого успеха у шестнадцатилетней девчонки головокружения не было? - Это вообще не в моём характере нос задирать. Да и не до этого тогда было: училась во ВГИКе на курсе у Сергея Герасимова и Тамары Макаровой и заканчивала среднюю школу. Штудировала учебники по ночам, чтобы на съёмки вырваться и в двойках не погрязнуть.
И на всю жизнь запомнила слова Сергея Аполлинариевича, какие он сказал при всех Николаю Ерёменко, немного зазнавшемуся после фильма «Берег», где он сыграл небольшую роль: «Ты, Коля, ходи аккуратнее, а то, не дай Бог, запнёшься и нос разобьешь». И для Николая, который был готов сквозь землю провалиться, и для всех это стало уроком на всю жизнь. Успех в следующей своей картине «Красное и чёрное», где он достиг поистине вершин актёрского мастерства, Коля воспринял спокойно. - Вы ведь были его партнёршей в этом фильме? Как с ним работалось? - С удовольствием. Как и с Натальей Бондарчук, Михаилом Глузским, Леонидом Марковым, Вацлавом Дворжецким, Ларисой Удовиченко. Мы с Колей впервые встретились в картине «У озера». Потом стали однокурсниками. С ним было и в жизни интересно, и в работе. Буквально фонтанировал идеями. Мог сыграть и комедийную, и трагическую роль. Институт и съёмки нас подружили. Ходила на все его театральные премьеры. Нас так учил Герасимов поддерживать друг друга всегда и во всём. Он нас буквально сроднил. - Тем Не Менее ведь картина «У озера», которая сразу принесла вам славу, была не первой? Дебют случился, когда вы только мечтали об актёрстве? - Да и не мечтала я вовсе. Кино я очень любила, на понравившийся фильм могла по десять раз бегать. Но какой путь мог быть у дочери папы-дипломата и мамы-переводчицы? Прямёхонько в МГИМО. Тем Не Менее вмешался его величество случай. И великий Марк Донской, который приехал в Стокгольм, где я тогда жила с родителями, снимать картину о семье Ульяновых «Верность матери». Понадобилась девушка, которая на средних и дальних планах могла бы дублировать актрису Елену Фадееву, игравшую Марию Александровну Ульянову.
У меня рост, комплекция и даже форма лба были в точности, как у неё. Было мне всего тринадцать лет. А изображать пришлось 75-летнюю маму Ленина. Именно изображать, а не играть я в костюме взрослой женщины просто ехала в пролётке. - И данный первый опыт привёл во ВГИК? - С лёгкой руки Донского. «Верность матери» мы с мамой смотрели в Столице России во время моих последних школьных каникул на киностудии имени Горького по приглашению Марка Семёновича. Он нас встретил, повёл в зал, а по коридору навстречу шёл Сергей Герасимов. Донской нас познакомил и неожиданно произнёс: «Жди, придёт к тебе поступать». На что Герасимов ответил, что уже набрал курс, поздно, мол. А дня через два вдруг звонит домой Донской и говорит, что Герасимов приглашает к себе «большелобую девочку». Я и явилась 1 сентября во ВГИК. С длинной косой, в короткой юбочке в складочку, без косметики. И увидела таких красавиц и красавцев: Колю Ерёменко, Талгата Нигматулина, Наташу Аринбасарову, Наташу Гвоздикову… От восторга дыхание перехватило, а от страха руки и ноги задрожали. Вот так девятиклассницей попала в мастерскую Герасимова и его жены Тамары Фёдоровны Макаровой. Днём репетировала Дездемону, а в ночное время учила физику и математику, чтобы на выпускных экзаменах не провалиться. - Вам смолоду везёт на партнёров. Один из них Владимир Высоцкий. Как с ним работалось у Михаила Швейцера в «Маленьких трагедиях»? Его всенародная популярность не мешала общению? - «Маленькие трагедии» снимались в последний год жизни Владимира Семёновича. Картина вышла на экран 23 июля 1980 года, а 25-го он умер. Конечно, я понимала, с кем играю.
В общении со мной был тихим, улыбчивым, очень тёплым человеком с искрящимися глазами. Надо сказать, что к партнёру он относился очень уважительно, поэтому работа с ним удовольствие. Я, ещё общаясь с Герасимовым, поняла, что чем выше личность, чем мощнее, тем она добрее. Высоцкий утвердил меня в этой мысли. - Чем запомнилась работа с Аленом Делоном в фильме «Тегеран 43»? - Он был безупречным партнёром: не зная русского языка, каким-то шестым чувством угадывал мои слова, живо на них реагировал и был просто безупречным. Его утончённые манеры, шарм оказали влияние на меня. Благодаря Делону, наблюдениям за тем, как он двигался и носил вещи, я сумела сделаться настоящей парижанкой. - Вам и в картинах дочери, которая после актёрского факультета окончила ещё и режиссёрский, нашлось место? - Да, и в первой «Год лошади созвездие Скорпиона», где я играю главную роль артистку цирка, спасающую старого коня от угрозы быть отправленным на колбасу, и во второй - «В России идёт снег». В ней прошёл и кинодебют нашего сына Кирилла в маленькой, тем не менее интересной роли. Надеюсь, наше «семейное» творческое содружество продолжится, и мы все вместе приедем в Крым.