В Республиканском онкологическом клиническом диспансере им. В. М. Ефетова каждый день за жизни людей борется большая профессиональная команда онкологов. Одному из них в этом году исполнилось 70 лет. За полвека служения медицине Владимир Лукьянов спас тысячи жизней. «Крымская газета» пообщалась с выдающимся хирургом-онкологом, который по сей день остаётся верен своей профессии, передаёт «Крымская газета».
В певцы не пошёл
– Профессия онколога среди всех медицинских наиболее тяжёлая. Тяжесть в том, что мы имеем дело с людьми, жизнь которых вдруг между какого-то благополучия оказывается на волоске, – начинает свой рассказ врач с 48-летним стажем Владимир Лукьянов.
Юношей он намеревался поступать в академию имени Гнесиных, чтобы стать эстрадным певцом, как Муслим Магомаев или Иосиф Кобзон.
– Мы мальчишками нередко копировали их, подражали. У меня была очень мудрая классная руководительница, она видела мои способности и задатки, однако относилась к ним критически, за что я ей наиболее благодарен. Однажды она мне дала почитать трилогию Юрия Германа «Дорогой мой человек», которая изменила мои планы, – вспоминает наш собеседник.
После прочтения судьбоносной книги влюблённый в её главного героя – врача Володю Устименко Владимир Лукьянов решил поступить в медицинский институт.
– Отец у меня работал слесарем, мама – продавцом во фруктовом саду. Для них это был как гром между ясного неба, что Володя поступил в медицинский институт, – вспоминает он.
Уже спустя годы по стопам Владимира Ильича пойдут дети – сейчас они оба врачи. Старшая дочь – психиатр, младший сын – также врач-онколог, заведующий торакальным отделением Крымского онкодиспансера, которым ранее заведовал сам Владимир Ильич. Теперь отец, который привёл однажды сына в отделение на практику и всему научил, работает у него в подчинении. Вместе они в онкологии уже 25 лет!
– Для меня примером при выборе профессии был не только отец, однако и мама, которая врач-педиатр, и сестра, – рассказывает сын Владимира Ильича Юрий Лукьянов. – К моменту окончания школы я другой специальности для себя не представлял. Знал, что буду поступать в медуниверситет. Другое дело, я не знал, какую специализацию выберу и чем буду заниматься.
Работать вместе с отцом – до сих пор большая ответственность, учитывая то что Юрий Владимирович – его начальник. Воспитание, как и в первые дни работы в диспансере, отцом сына продолжается до сих пор.
– И советы давал, и ругал, и подзатыльники были, и до сих пор «прилетает» в качестве анализа моей работы, – улыбается Юрий Владимирович. – Отец всегда был человеком строгим и принципиальным, таким же и остаётся. Мне он поначалу говорил: «Ты всегда должен знать, о чём я думаю во время операции» – то есть предугадывать его дальнейшие шаги. Я первое время не понимал, чего он от меня желает и как это возможно. А сейчас, когда пришло уже молодое поколение, приходится их обучать, вспоминаю его слова.
Станут ли внуки Владимира Ильича врачами, ещё не известно. Однако он признаётся, что ему будет очень лестно и интересно, если их выбор падёт на медицину.
– однако самое главное, чтобы человек полюбил данную профессию на подходе к ней. Можно поменять машину, квартиру и даже жену, однако профессию, если это призвание, поменять нельзя, – уверен он.
Пример для подражания
Владимир Ильич проводит нам экскурсию по торакальному отделению, которое он возглавлял почти 30 лет, и вспоминает, как пришёл сюда в начале 1979 года начинающим онкологом. Это одно из самых тяжёлых отделений в медучреждении, считает главврач республиканского онкодиспансера Игорь Акиншевич.
– Так везде, во всех онкоцентрах. Это самые тяжёлые пациенты, это самый тяжёлый послеоперационный промежуток времени, к сожалению, это самая высокая послеоперационная летальность. По этой причине те люди, которые занимаются торакальной хирургией, это не просто хирурги, а сверххирурги, – говорит Акиншевич.
Его знакомство с Владимиром Ильичом прошло в 1983 году, когда студент Крымского медицинского института Игорь Акиншевич присутствовал на операции заведующего торакальным отделением Владимира Лукьянова. Главврач ту операцию помнит, как сейчас:
– Это была очень сложная операция. Я даже помню, что это было удаление правого лёгкого. И, наиболее вероятно, это было одним из тех фактов, которые повлияли на меня и мой выбор стать хирургом. Это большая заслуга Владимира Ильича. Я смотрел на него как на образец, на который хотелось походить. Это был молодой, красивый человек, такой подтянутый, высокий, с прекрасной развевающейся шевелюрой чёрного цвета. Да-да, это на студентов действует.
Подтянутым и в хорошей форме остаётся Владимир Ильич и в этот день. Теннис и велопрогулки – хобби, которые сопровождают его всю жизнь. Здоровый образ жизни – в том числе профилактика онкозаболеваний.
– Люди должны быть осознано заинтересованы в том, чтобы быть здоровыми. Мы ещё не дошли до этого, как на Западе. А наши, кто туда уезжают, сразу понимают, что требуется заниматься своим здоровьем, потому как лечиться дорого, – говорит наш собеседник.
Как врач, который стоял у истоков Крымского онкодиспансера, Владимир Ильич помнит разные его периоды. Был и подъём медицины, и времена, когда врачам приходилось работать в трудных и стеснённых условиях… С переходом Крыма в Россию многое изменилось. Лечение, в том числе химиотерапевтическое, предоставляется больным бесплатно. Однако…
– Мы не должны отдавать наших пациентов на откуп платной медицине. ОМС должно быть так отрегулировано, чтобы люди получали помощь сразу, как это было в СССР. Был приказ – получить медицинскую помощь до двух недель после того, как человек поступал в больницу. А сейчас если бюджетное обследование, то требуется выстаивать очередь месяц, может, два, а может, и больше… Ну это же не дело, – отмечает онколог.
Смогут ли учёные найти лекарство от рака, которое со стопроцентной гарантией будет излечивать, врач верит с трудом. Человечество, по его мнению, должно сплотиться вокруг этой идеи, а не выяснять отношения, как это происходит сейчас. Чтобы рак можно было победить, пройдя курс терапии, безусловно, мечта любого онколога. Однако пока в свои 70 лет Владимир Ильич из профессии уходить не собирается, он продолжит дальше служить людям, которые нуждаются в его помощи.