«Севастопольская газета» уже писала о мастере пряничных дел Светлане Гапон, которая не перестает удивлять воплощением своих творческих идей. Сначала это были пряничные открытки с нанесенными на них глазурью изображениями самых достопримечательных мест города. А в данный раз С.Гапон поистине превзошла себя, сотворив из пряничного теста миниатюрную копию Памятника затопленным кораблям, сообщает издание «Севастопольская газета».
Пряничное козульное тесто — податливый материл, позволяющий создавать архитектурно-кулинарные шедевры. Например, в преддверии Рождества 2009 года в столице России выставили «пряничный домик» — уменьшенную копию Собора Василия Блаженного, и это далеко не единственный шедевр пряничного зодчества.
Зная об этом, С.Гапон решила взяться за создание своих авторских произведений — Памятника затопленным корабля и здания Панорамы обороны Севастополя. Идею её поддержала ремесленная палата города.
Повод представился очень скоро — 235-летие основания Севастополя и возможность продемонстрировать результат своего творчества на выставке «Севастополь, счастье, море», что организуется в филиале библиотеки №12 на проспекте Победы, 38.
Итак, пряничный Памятник затопленным кораблям имеет диаметр основания — 30 см, а высоту — чуть больше 50 см.
Со слов С.Гапон, точные размеры и пропорции оригинала ей отыскать не удалось, по этой причине пришлось самой создавать маленький проект.
Сначала, по фотографиям памятник пришлось изобразить в трёх чертежных проекциях — главный профиль, вид сбоку, вид сверху, а потом их сопоставлять, рассчитывать и масштабировать в трехмерный макет.
— Точные пропорции в макете соблюдены не были, и по этой причине претензии на точность предъявлять не стоит, я лишь старалась максимально приблизиться к соотношениям, — рассказывает мастерица.
Важным этапом работы стало создание металлического каркаса — конструкция ведь ступенчатая и пряники требуется надежно закрепить. Ответственным за изготовление каркаса был назначен супруг Олег, и он отлично справился с задачей.
В результате, под пряничным тестом — макет и металлический каркас. На него С.Гапон укладывала ещё горячие после выпекания пряничные пласты, которые раскраивала прямо по каркасу и склеивала белковой глазурью.
Работа оказалась кропотливой и почти ювелирной. Особую сложность представляли собой пряничные изображения камней, выступов и ступеней, которые не должны выглядеть грубыми монолитами.
— В процессе работы неожиданно обнаружилось, что рассчитывая каркас, я не учла толщину пряничного слоя. Словом, пришлось все переделывать, — рассказывает наша героиня.
Потрудиться довелось и над колонной, для которой в итоге был найден металлический прут, подошедший по размеру. Так что колонна на пряничной конструкции — цельная, покрытая сверху пищевой фольгой и конструкцией из двух пряничных полуциллиндров.
Пожалуй, самым сложным этапом работы оказалась капитель с изображением орла, якоря, короны и лаврового венка.
Сначала С.Гапон хотела сделать капитель без прорисовки деталей, однако потом поняла, что без них не обойтись. В результате «кованые» элементы пришлось выполнять из пластичной мастики, однако орел — все же пряничный.
После того, как все детали были собраны воедино, мастерица покрыла изделие глазурью и тонировала пищевыми красителями.
Удивительно, однако на всю это работу ушла всего лишь неделя. В то же время, какой результат!
— Здесь все съедобное, однако, разумеется, есть данный пряник не стоит, — предупредила пряничница, упреждая вероятные замечания «о посягательстве на святое». И тут же напомнила, что пряничный Памятник затопленным кораблям — это её выражение чувств к городу, родному и бесконечно любимому.
Вспомним, что восхититься этим произведением пряничного искусства можно с 3 по 30 июня в филиале библиотеки №12 по адресу: проспект Победы, 38.