| {fde_message_value} | | {fde_message_value} | Сейчас чай кажется нам исконно русским напитком: кипящий самовар, бублики и чашка чаю – ну вроде бы очень родной натюрморт. Между тем в первый раз чай попал в Россию относительно недавно – всего 380 лет назад. Об этом и иных любопытных «чайных» фактах – в сегодняшней статье, передаёт «Крымская газета».
Дар Алтанхана
380 лет назад, в сентябре 1638 года, монгольский Алтанхан отправил в подарок русскому царю Михаилу Фёдоровичу вместе с привычными соболиными шкурками и китайскими шелками ещё и двести бумажных свёртков с какой-то неизвестной травой. «Не знаю, листья ли то какого дерева или травы. Варят их в воде, приливая несколько молока», – писал в докладе о странном подарке посланник, повёзший данные дары в Россию. Так на царский стол в первый раз попал китайский чай – и стал постепенно распространяться по всей стране.
Как лекарство
Царь Алексей Михайлович Романов в январе 1665 года, простудившись, лечился чаем. В конце XVII века чай начал продаваться в московских аптеках как лекарство и тонизирующее средство.
Ча и тэ
В Россию чай поступал через северные провинции Китая, где на местных диалектах китайского он именовался «ча» – так появилось русское слово «чай». Англичане в это же время покупали его в приморских провинциях Китая, на диалектах которых чай назывался «тэ» – от него произошло английское tea.
Полкило по цене двух коров
В 1720-х годах из Китая в Россию ежегодно ввозили около трёх тыс. пудов (48 тонн) чая. В 1727 году Россия и Китай подписали соглашение о беспошлинной пограничной торговле, которая осуществлялась на современной границе Монголии и Бурятии в городке Кяхта. За десять следующих лет ввоз чая в Россию увеличился в 10 раз. Тем не менее и в конце XVIII века самые дорогие сорта чая продавались в России по 10-12 рублей за фунт – то есть 400 граммов чая стоили как две коровы.
Фольга и цыбики
Упаковка и перевозка чая из Китая в Россию была серьёзным и ответственным делом. Чай заворачивали в бумагу (самые ценные сорта – в прочную фольгу) и укладывали в специальные ящики или корзины для перевозки – цыбики. В одном цыбике было около 20 кг чая. Сверху его обшивали коровьей или конской шкурой шерстью внутрь.
Знакомство с роскошью
В народный обиход чай вошёл сначала в Сибири, далее в Поволжье и столице России. «Другие города, строго преданные дедовским обычаям, нескоро знакомились с роскошью, довольствовались сбитнем, отваром мяты, липового цвета или другой какой скромной доморощенной травы с мёдом. Петербург пробавлялся кофеем, а столица России деятельно пристращалась к чаю», – писали о чае в начале XIX века.
Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов чай в первый раз ввели в обязательный солдатский рацион, а с 1886 года чаем в мирное время целиком заменили так называемую винную порцию для рядовых.
До эпилепсии доведёт
тем не менее у чая были и противники – его объявляли бесовским напитком, издавались брошюры о вреде чая. Одна из них называлась «Чай и вред его для телесного здоровья, умственный, нравственный и экономический» и рассказывала про «иноземный напиток, который может разорить народ из-за своей дороговизны», а ещё является причиной бессонницы и может довести до эпилепсии.
Чайная машина из Тулы
Россия внесла свой вклад в культуру чаепития: создала специальную чайную машину, как прозвали русский самовар немцы. В первый раз самовар появился на Урале в середине XVIII века, а в 1778 году в Туле оружейники Иван и Назар Лисицыны, что называется, в свободное от работы время начали делать медные самовары. К середине XIX века в Туле работало уже 28 самоварных фабрик, выпускавших 120 тыс. «чайных машин» в год.
Крымская попытка чаеводства
В конце XVIII века в России появилась идея собственного производства чая. Первый чайный куст в стране был высажен в 1817 году в Крыму, в Никитском ботаническом саду. Здесь его на протяжении 20 лет старались акклиматизировать, тем не менее убедились, что Крым для выращивания чая не годится.
Чайный король в Форосе
Самыми именитыми в русской торговле чаем стали купцы династии Губкиных. Девиз их работы провозгласил родоначальник – Алексей Губкин, начавший торговать чаем в 1840 году: «Наилучший продукт по дешёвой цене в любое время в любом месте». После смерти Губкина дело деда продолжил внук Александр Кузнецов – его в России называли чайным королём. В 1887 году чайный король приобрёл Форос и стал хозяином этого крымского имения. На деньги Кузнецова и при его содействии было построено собственное здание для созданной ранее биологической станции в Севастополе. В 1963 году эта станция превратилась в Институт биологии южных морей, ныне в нижнем этаже этого здания размещается музей-аквариум. А в самом Форосе Кузнецов возвёл храм Воскресения Христова, ставший одной из визитных карточек Южного берега Крыма.
Дата: 24 сентября 2018 | Разделы: Строительство и недвижимость Метки: Крым, Москва, Никитский Ботанический Сад, Россия, Севастополь, Турция, Форос, ЮБК, граница, неожиданных, фактов 24 сентября 2018 |