Один из первых военных лётчиков России Константин Арцеулов родился 29 мая 1891 года в Ялте, в семье потомственного моряка, передаёт «Крымская газета».
В полном соответствии с традициями семьи в 1905 году он поступил в Морской кадетский корпус, однако по состоянию здоровья был отчислен и в 1908 году вернулся домой. Решив пойти по стопам деда, великого художника Ивана Айвазовского, Константин старался поступить в Академию художеств в Санкт-Петербурге, однако, увлёкшись авиацией, устроился на авиационный завод Щетинина простым рабочим в сборочный цех.
Неутомимый конструктор
Юноша начал с простого – постройки планёров, первый из которых поднялся в воздух, когда юному конструктору было всего 16 лет. Правда, уже первый вылет стал последним – оторвавшись от земли, планёр А 1 рухнул. К счастью, без особых последствий для конструктора и пилота в одном лице.
Следующий планёр А 2 был копией А 1, однако его постройку Арцеулов не закончил. В 1908 году уже на А 3 с размахом крыла 5 м Константину Арцеулову удалось совершить четыре кратковременных подлёта с горы Куш-Кая, около посёлка Отузы под Феодосией.
В 1912 году его призвали на военную службу в Крымский конный полк, дислоцировавшийся в Симферополе. Когда началась Первая мировая война, Константин Арцеулов сделал всё, чтобы поменять военную специальность. В 1916 году он переводится в авиацию. Его откомандировали в Севастопольскую школу авиации, где он очень скоро успешно сдал экзамен на звание военного лётчика.
От лётчика до командира
Боевая работа на фронте началась в 18-м корпусном авиационном отряде. Прапорщик Арцеулов успешно выполнял задания по разведке и корректировке артиллерийского огня. В первой декаде июня 1916 года вместе с уже известным асом Евгением Крутенем он провёл на московском заводе «Дукс» испытания нового российского истребителя. С завода лётчик переводится в 8-й авиационный отряд истребителей, базировавшийся под Луцком, где за короткое время совершил 18 боевых вылетов.
Во время одного из вылетов он одерживает первую победу – сбивает немецкий истребитель «Альбатрос С-III».
Некоторое время Арцеулов летал на истребителе «Ньюпор-XI». Особой тактики воздушного боя тогда ещё не разработали, и молодой офицер по своей инициативе разработал схему нескольких стандартных атак. В общей сложности он совершил более 210 полётов, большей частью из них были боевые вылеты. За инициативу и личную отвагу его грудь украсили первые награды, среди них высокий для его звания орден Святого Владимира 4-й степени с мечами.
Очень скоро его опыт военного лётчика востребовали для подготовки новых пилотов, среди которых нуждалась действующая армия. Он откомандирован с фронта в созданное при Качинской военной авиационной школе истребительное отделение, став его первым командиром. Здесь он не только учит, однако и продолжает учиться сам. После гибели нескольких друзей, причиной чего стал считавшийся тогда смертельным штопор, он предпринимает попытки не только его усмирить, однако и сделать стандартным манёвром воздушного боя, фигурой высшего пилотажа.
Выйти из штопора
Идея выхода из штопора родилась у Арцеулова ещё на фронте. Обладая неплохими теоретическими знаниями по аэродинамике, лётчик пришёл к мысли, что причиной штопора является потеря самолётом скорости, в ходе чего тот заваливается на крыло. Однако доказать свою правоту можно было только в воздухе.
24 сентября 1916 года лётчик на самолёте «Ньюпор-ХXI» поднялся в воздух. Набрав высоту 2000 метров, он выключил двигатель и ввёл самолёт в штопор: «…Неожиданно левое крыло провалилось, и какая-то сила занесла самолёт вокруг него. В быстром вращении все предметы вокруг слились в перевёрнутый конус, около вершины которого мигали строения школы». Расчёт оказался безукоризненно точным. На высоте 500 метров Арцеулов выходит из штопора. Это было первое в истории российской авиации умышленное введение самолёта в штопор и выход из него.
На земле его встретили овациями. Однако Арцеулов неожиданно возвращается к самолёту и вновь поднимается в воздух. Ему требуется доказать, что это не случайность. Раз за разом он вновь и вновь вводит машину в беспорядочное падение и вновь без затруднений выходит из него.
Через несколько дней уже все инструкторы школы, изучив опыт Арцеулова, специально вводили и выводили самолёты из штопора, а в октябре штопор был введён в программу обучения истребительного отделения Качинской школы.
Очень скоро русские военные лётчики – ученики Арцеулова – стали применять штопор в воздушных боях. Трудно даже представить, сколько жизней лётчиков спас своими рискованными полётами Константин Арцеулов.
После обучение выходу из штопора ввели в программы авиационных школ, а потом он стал фигурой высшего пилотажа.
Переломный момент
После 1917 года Константин Арцеулов все свои силы, опыт, умение отдал строительству советского воздушного флота, испытаниям машин, воспитанию лётных кадров. Одним из его учеников был Валерий Чкалов.
В 1927 году Арцеулов перешёл в гражданскую авиацию, в общество воздушных сообщений «Добролёт», для выполнения сложных аэрофотосъёмок на огромной территории страны.
Позднее он ведёт разведку ледовой обстановки в северной части Азовского моря и принимает участие в операции по спасению рыбаков с оторвавшейся льдины. Он был весь охвачен радостью лётного труда. Лётчик высочайшего класса, летающий на самолётах 50 различных типов и имеющий свыше 6000 часов налёта, он полон сил и планов, и неожиданно в одночасье всё рухнуло...
В 1933 году Арцеулова репрессировали, видимо, припомнив кратковременную службу в Белой армии во время Гражданской войны, однако через четыре года реабилитировали. После этих событий Константин Константинович решил оставить небо и посвятить себя искусству. Как и его дед, он стал профессиональным художником.
Его жизнь оборвалась 18 марта 1980 года в столице России.