Высокий туристический сезон завершён. Самое время подводить его итоги, чем, собственно, и занялись дворцовые музейные комплексы полуострова. Какой крымский дворец заработал больше иных? На что уходят эти деньги? И каким образом руководство Воронцовского дворца планирует «музеефицировать» Алупку? Ответы на эти, а также другие вопросы при помощи экспертов выясняла «Крымская газета», пишет издание «Крымская газета».
В Крым наши соотечественники едут не только за отдыхом на пляже. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на количество посетителей музеев полуострова. По состоянию на 1 октября их число превысило три миллиона человек. Про это сообщила первый замминистра культуры РК Татьяна Манежина. А как водится в курортном регионе, где туристы, там и деньги. И тот факт, что с начала года республиканские музейные учреждения – а всего их 15 – заработали 410 млн рублей, уже не выглядит удивительным. Со слов Татьяны Манежиной, «музейные» доходы уже на четверть превысили прошлогодний показатель и это не предел: до конца года остаётся больше двух месяцев. Безусловный лидер по уровню дохода – Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник. Он заработал 120 миллионов рублей. Кстати, уже в следующем году музей «выльется» за свои границы. Как объяснил директор музея Александр Балинченко, скоро будет реализован проект «Старый город». Его суть – придание исторического облика алупкинским улицам. В первую очередь тем, что граничат с Воронцовским дворцом.
– Таким образом произойдёт «мягкая музеефикация» города. Начнём с ул. Воронцовской (ныне – ул. Фрунзе), – отметил Александр Балинченко.
Он уточнил, что реконструкция будет проходить с учётом мнения местных органов власти и горожан.
Вторым по уровню дохода стал Ханский дворец. Точную сумму его директор Вадим Мартынюк называть не стал, однако подчеркнул, что вырученные средства вкладываются в развитие музейного комплекса.
– Если кто-то думает, что мы кладём эти деньги в банк, а на проценты пьём чай с печеньками, то он ошибается, – отметил наш собеседник.
Пополнение экспозиции, проведение культурно-массовых компаний, реставрационные работы, охрана и даже оплата коммунальных услуг, обычно, финансируются за счёт заработанных средств. Подтверждает это и Татьяна Манежина. По её данным, из госбюджета покрывается только 20% расходов крымских музеев.
Собственные доходы Ливадийского дворца в этом году также перешагнули знаковую сумму в миллион рублей. Однако и расходов прибавилось в разы. Со слов директора Ливадийского дворца-музей Ларисы Декушевой, в начале года восторжествовала историческая справедливость: 38 га Ливадийского парка вернули учреждению. Разумеется, это требует дополнительных усилий – и на охрану, и на содержание. И сотрудники музея засучив рукава принялись за работу: в этом году в парке высадили 12 тысяч голландских тюльпанов и больше тысячи розовых кустов. А ещё Ливадийскому дворцу передали котельную неработающего санатория, расположенного по соседству.
– 15 лет наш дворец на практике не отапливался. А ведь правильный температурный режим важен для сохранности экспонатов, – отметила Лариса Декушева. Она разъяснила, что в прежние годы частично решить эту задачу оказывали помощь обычные кондиционеры.