Массовое убийство в керченском колледже стало трагедией национального масштаба. По данным опроса ВЦИОМ, о случившемся известно 96% россиян. Социологи подчёркивают, что, размышляя о предотвращении повторения подобных массовых расстрелов, респонденты наиболее часто предлагают так или иначе усилить охрану образовательных учреждений. Мысль про необходимость изменения подходов к воспитанию молодёжи также присутствует, однако сильно уступает идеям по усилению охраны. В то же время секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев подчеркнул трагедию в Керчи неэффективной профилактической работой с молодёжью, пишет издание «Крымская газета».
«Крымская газета» поговорила на эту тему с судебным экспертом высшей категории, главным внештатным медицинским психологом Министерства здравоохранения РК, стаж работы которого более 42 лет, Виктором Темником.
Знать и понимать
– Виктор Иванович, как считаете, в чём главная причина трагедии в Керчи?
– Родители в первую очередь должны интересоваться, знать и понимать своих детей и те изменения, которые с ними проходят. Тем более если ребёнок уж очень чем-то увлекается. И принимать превентивные меры. В случае с керченским подростком даже его отец, бывший афганец, контуженный, раненый и пьющий, и то замечал в сыне изменения, которые его пугали. Он сам говорил, что сын был очень замкнут, аутичен, закрыт, необщителен. У него на самом деле не было друзей и подруг, он ни с кем в реальной действительности не общался, только через Интернет. А девочка и одноклассник Рослякова говорили, что он ещё в школе носил с собой кинжал, хвастался им, показывал. То есть у него было увлечение оружием, как холодным, так и огнестрельным. Он даже прошёл какие-то занятия по стрельбе, то есть научился стрелять. А потом получил свидетельство для покупки оружия. Однако кто об этом знал в колледже?
– Осенняя депрессия могла подтолкнуть его совершить преступление?
– Говорить, что какая-то сезонность повлияла на его поведение… Это маловероятно. В силу его личностных закономерностей он был замкнут, необщителен, у него было мало друзей, он был обижен жизнью, поскольку семья неблагополучная: мама ходила в секту и, как говорили соседи, и его маленького водила туда на служения.
– И тем не менее преступление, которое совершил Росляков, показало ещё и то, что в этот день у нас нет как таковой системы воспитания молодёжи.
– У нас и идеи, где необходимо воспитывать молодёжь, к сожалению, нет. Дети, фактически, брошены всеми – семьёй, школой, вузами… Как хочешь, так и выплывай. Вот они и остаются один на один с Интернетом, где их имеют возможность учить чему угодно. Плюс происходит повальное увлечение детективами, боевиками, компьютерными играми-стрелялками. На Западе что ни месяц то в школах, то в университетах проходят какие-нибудь трагические события со стрельбой. И наши дети обо всём этом слышат, и, возможно, кому-то также хочется примерить на себя ту или иную роль. К сожалению, свою лепту вносит и наше телевидение. Что касается новостных передач, мы не можем обойти информацию о мировых конфликтах, войнах, столкновениях. Однако даже в наших отечественных сериалах за последнее время фигурируют только полиция, другие военизированные структуры, погони, стрельба, преступники. И, по большому счёту, каждый такой фильм – эффективная система обучения детей криминальной жизни. Особенно если они не имеют возможность получить высшее или среднее специальное образование. Семья им не помогает, они остаются без профессии, многие из мальчишек не состоят на воинском учёте и не получают ту основу и возможности самореализации в будущем, которую даёт армия для мужчин. Этому аспекту также в этот день никто не уделяет внимания.
– А в большинстве учебных заведений, в том числе и в школах, нет психологов. Хотя очевидно, что они очень необходимы...
– Конечно. Мы потеряли очень многое за годы бурной постсоветской жизни. В частности, у нас была отработана очень хорошая система профессионально-психологического отбора. А это крайне важно, и требуется начинать это делать уже в школе. Чтобы дети представляли, что такое работа медсестры, водителя, пилота, военнослужащего, кого угодно. Потому что, окончив школу, они плохо ориентируются в жизни, которая их ждёт.
– Какие выводы надо сделать из керченской трагедии, чтобы подобное, не дай бог, больше не повторялось?
– В первую очередь родители, во вторую – детсадовские воспитатели, школьные педагоги должны быть внимательными, понимать, что у ребёнка не так развивается, как он жизнь воспринимает, в каком цвете или интересах. Надо стараться ограждать детей от компьютерной зависимости, социальных сетей, где, фактически, всё преподносится в обнажённом виде, и дети на этом учатся. И живут в нереальном мире, который им дают в том числе и СМИ. В итоге многие поддаются тому, что им говорят с экрана. Росляков также интересовался расстрелами, бандитскими нападениями. А общение с сектантами могло подтолкнуть его к совершению чудовищного поступка. Почему непосредственно перед этим он сжёг несколько книг, которые распространялись в секте, чем они ему мешали? На этот вопрос ещё предстоит найти ответ.
– Может, понимал, что они имеют возможность стать уликой? Или ему подсказали, что это надо сделать?
– То, что он один всё задумал и исполнил, вызывает сомнения. А как тогда оружие, 150 патронов и 10 взрывных устройств попали в колледж? Вопросов очень много возникает. По этой причине следствие идёт в разных направлениях, чтобы докопаться до первоосновы того, что случилось. Разумеется, этот мальчик был очень своеобразный, однако, к сожалению, ни руководство колледжа, ни преподаватели не смогли распознать, понять, что было у него в душе. Зло победило добро, которое также, может быть, в ней было. Опять же виноваты взрослые. Да, многие сейчас во всём винят семью Рослякова, однако и окружающие также оставались равнодушны к тому, что в ней происходило. Ведь мама ограничивала сына во всём – ему нельзя было смотреть телевизор, общаться со сверстниками, такой была её система воспитания, которая изолировала и без того малообщительного парня от реальной жизни. А одиночество человека, а тем более молодого, ни к чему хорошему не приводит.
– Какие меры, по-вашему, требуется принять в масштабах страны, чтобы получить здоровое молодое поколение?
– Воспитание, обучение и здоровье – три составляющих, которые дадут нам возможность развиваться как государству. Образовательную систему мы перевели на западный манер, а толку от этого никакого. В частности, недавно было предложение убрать ЕГЭ. И это правильно. Единый экзамен был создан для слабоумных детей, которые не имеют возможность при помощи речи выразить свою мысль. В образовании надо возрождать те традиционные ценности, которые характерны для нашего общества, нашей ментальности. И воспитывать в определённом духе молодёжь, нельзя бросать всё на самотек. Различные секты, религиозные группировки, как показывает практика, в первую очередь вычисляют таких одиночек, как керченский стрелок, и дают им то, чего они лишены в жизни – внимание, общение и даже средства к существованию. Равнодушие также убивает. Ведь наверняка многие слышали, как Росляков производил взрывы на пустыре неподалёку от дома. Однако не обратили на это внимания. Так же, как и в колледже педагоги не обращали на него внимания, не включали его в общую среду. Хотя дети говорят, что он все годы учёбы был отрешён от всех. И социальные службы, очевидно, также не особо интересовались тем, как живётся ребёнку в этой семье.
«Унылая пора»
– в этот день на улицах, в общественном транспорте редко увидишь улыбающегося человека, услышишь заливистый смех. Всему виной осенняя депрессия? Такое состояние и вправду имеет место быть?
– Да, это в какой-то степени проявление сезонной депрессии. Даже классик называл осень «унылой порой». Это сразу отражается на психическом здоровье и физическом состоянии человека. Многие отмечают у себя чувство постоянной усталости, пониженное настроение, нежелание что-или делать. Обычно такое состояние называют «осенняя депрессия», «сезонная хандра» или «осенняя меланхолия». Для него свойственны неустойчивость настроения, подавленность, плаксивость, пессимизм, заторможенность мышления, зацикливание на отрицательных мыслях, постоянное ощущение усталости, снижение работоспособности, нарушения сна и т. д. Впадая в осеннюю депрессию, человек довольно часто превращается из позитивного и улыбающегося в хмурого нытика, который на самом деле не испытывает ощущений радости и удовольствия. Всё это происходит ещё и потому, что осенью, да и весной также, отмечается несоответствие биоритмов человека и ритмов природы.
– Количество обращений к вам или вашим коллегам в эти периоды возрастает?
– Конечно. Причём многие обращаются за помощью не только в психиатрическую службу, однако и к другим специалистам. В частности, в эти периоды у людей чаще обостряется язвенная болезнь, астматики также испытывают трудности, им сложно становится дышать. Ну и, разумеется, различного рода переживания также накладывают отпечаток на состояние человека. К сожалению, многие люди, отмечая у себя проявления сезонной хандры, не спешат к специалисту и не обращают внимания на то, что происходит в их организме. Но не всегда игнорирование этих симптомов исправляет ситуацию, напряжение накапливается, и нервная система «взрывается».
– Каковы причины появления этого состояния?
– Одна из главных – недостаток солнечного света. Под воздействием солнечных лучей в организме вырабатывается серотонин (гормон спокойствия и хорошего настроения), а в темноте вырабатывается мелатонин, вызывающий засыпание и тормозящий нервную систему. Люди с повышенной впечатлительностью, пониженной самооценкой, склонные к самокопанию, начинают чувствовать себя никчёмными, ненужными и легко впадают в осеннюю депрессию. Хорошей почвой для развития хандры становятся стресс, постоянная нервная нагрузка, повышенные требования окружающих, недостаток сна, нарушения режима работы и отдыха. Всё это может приводить к обострению имеющихся у человека хронических заболеваний, что также не благоприятствует поднятию настроения.
– А кто больше подвержен осенней депрессии?
– Весельчаки. У них в эту пору года снижается настроение, а у «эмоционально тупых», есть такое выражение у психиатров, ему уже снижаться дальше некуда, они всегда такие, на них состояние природы меньше действует. Чаще страдают от сезонных депрессий люди творческих профессий. Для человека физического труда они, наверное, менее значимы, поскольку физическая усталость как бы защищает организм от эмоциональных нагрузок, переживаний.
Идите в люди!
– Как бороться с осенней депрессией?
– Один из способов, особенно для тех, кто занимается интеллектуальным трудом, искусством, – это физические нагрузки. Они необходимы, важны и полезны, поскольку дают возможность снять напряжение. Любое увлечение: прогулки вечером или утром, бег – пойдут на пользу. Ешьте больше овощей, обязательно введите в рацион продукты, которые способствуют выработке серотонина, – бананы, тыква, апельсины, финики, а также продукты, богатые триптофаном, – мясо индейки, молоко и молочные продукты, яичные белки. Известным антидепрессантом является шоколад, но слишком увлекаться таким «лекарственным средством» не стоит.
– А от каких продуктов мало пользы?
– От мучных и сладких блюд, например. При сезонной хандре требуется обогатить рацион продуктами с содержанием витамина С и витаминов группы В. В частности, грейпфруты. Полезен даже и аромат грейпфрута, он тонизирует, улучшает настроение, повышает трудоспособность. Хорошо заменить чай и кофе настоями трав. Избавиться от плохого настроения и нормализовать состояние нервной системы окажет помощь отвар из сбора мяты, липы, чабреца, вместо сахара добавляйте малиновое варенье или мёд. Полезные свойства чабреца самым благоприятным образом сказываются на состоянии нервной системы и на общем состоянии здоровья.
А ещё, чтобы избавиться от сезонной хандры и ощутить прилив сил, требуется увеличить количество времени, проводимого на свежем воздухе, на солнце. К сожалению, именно осенью многие из нас начинают вести малоподвижный образ жизни. Это также влияет на организм, на дыхательную систему, мозг начинает работать по-другому, и в конце концов меняется весь суточный ритм человека. Чтобы помочь ему пережить этот промежуток времени, надо усилить освещение дома и по мере возможности на работе. Смотрите юмористические передачи, шутите, смейтесь. А ещё больше общайтесь с теми, с кем приятно общаться, больше двигайтесь, не замыкайтесь, как говорится, дома, в четырёх стенах, идите в люди! У каждого может быть свой индивидуальный способ преодолеть внутренний диссонанс. Требуется просто знать себя и любить. Не непреднамеренно говорят: если не будешь любить себя, не будешь любить и окружающих. А если уж ничего не помогает, обращайтесь к специалисту. И ни в коем случае не занимайтесь самолечением, тем более медикаментозным.
– А специалистов у нас в этой сфере хватает?
– В этом году в Крымском федеральном университете провели уже четвёртый набор студентов – медицинских психологов, которые, надеюсь, потом будут работать в здравоохранении. К сожалению, для них мало рабочих мест. Однако то, что произошло в керченском колледже, показало, что такие специалисты сейчас необходимы не только в учебных заведениях. В наших лечебных учреждениях требуется создавать кабинеты психологической помощи. Уверен, пациентов там будет много. К психиатру не каждый пойдёт, а медицинский психолог не ставит на учёт. Если увидит у человека серьёзные нарушения, только тогда порекомендует ему обратиться к психиатру.
– А чем медицинские психологи отличаются от психотерапевтов?
– Психотерапевт работает как врач, с медикаментами, а медицинский психолог работает только словом, техниками, которыми он владеет, помогает межличностным общением, которое позволяет человеку скоррегировать его личность, его сознание, его видение мира.