Эти последние шесть дней стали неделей Натальи Маленко, тут никаких сомнений. Ещё, кажется, совсем недавно было время, когда мы её называли просто Наташей — она была первым секретарем Центрального райкома комсомола Симферополя. С тех пор мы потеряли одну страну, расстались с другой; у каждого был свой путь, как был он и у Натальи Федоровны. Тем не менее, видимо, то, что было заложено в юности, стало стержнем маленковского характера, передаёт «Крымское Эхо».
Вот о нем и поговорим.
…Анонс о сессии Госсовета с вопросом о её внезапном освобождении застал меня в пути — простояв в пробке, я банально на неё не успела. Эта внезапность, с которой Наталья приняла решение, а самое главное — этот чрезвычайный характер сбора внеочередной пленарки заставили сделать логический вывод: видимо, наверху совсем припекло.
Последующие дни и встречи с разными людьми подтвердили: Маленко прошла аксеновский вариант занятия должности. Ну, помните: высокое кресло притягательно лишь тогда, когда оно намазано медом, капли которого (а, может, и полноводные реки, это для нас не новость) наполняют личный карман сидящего на нем. А если кресло вдруг оказывается измазанным …эээ грязью с перекопанных улиц да ещё и с подпиленными ножками, желающих его занять нет. Ну просто: вот они были — и вот их нет.
И тогда начинается перепихивание, простите, уступание друг другу этого самого кресла. Нет, пожалуйста, садитесь, я вот тут вам крошки ладошкой смахнул. Нет-нет, я вам уступаю, это же так почетно!..
В феврале 2014-го крайним, не пожелавшим прыгнуть в кусты, оказался нынешний глава республики. На этой неделе — Наталья Маленко. У Аксенова за спиной была уже обозначившаяся, тем не менее ещё не проявившаяся могучая сила «вежливых», у Маленко — обилие обещаний помочь, поддержать, быть рядом… Список из вероятных кандидатов был и длинным, и коротким: фамилий много, а остановиться не на ком. Последний, рассказывают, на кого возложили надежды верхи, оказался неназначаемым в принципе — закон не позволил бы.
Наталья Федоровна оказалась крайней, «кустов» не искала. Уже за это надо к ней присмотреться попристальней. Партия сказала «надо!» — это из тех, комсомольских, времен.
Подводим итог этапу выдвижения: Маленко не из карьеристов, кресло мэра не было её заветной мечтой. Тем не менее исполняет она сегодня обязанности администратора города потому, что так было необходимо. Так её воспитали, что «если не она, то кто». Старые советские законы чести — они ещё лет пять будут действовать, пока такие, как Маленко, окончательно не уйдут на пенсию.
Почему-то не сомневаюсь, что она пройдёт конкурс, который завершится 14 декабря. Ей в «конкуренты», может, кто и выдвинется — себя попиарить, помелькать в СМИ. Тем не менее консенсус элиты уже достигнут, а времена, когда этот самый консенсус спокойно взламывался, лет тридцать как прошли.
Что дальше? Понятно, что работать Наталье Федоровне придется до сентября следующего года, до единого дня голосования. В том, что она до него дотянет, не сомневаюсь ни секунды. Вопрос в том — как она дотянет. У неё есть два пути: быть чуть лучше зиц-председателя (подписывать бумаги, кивая на то, что её предшественники довели город до ручки) или впрячься по-настоящему, стараясь все же вернуть городу нормальный вид.
Первый путь легко оправдать: улицы скоро наконец починят, наладить работу общественного транспорта не столь сложно, как кажется со стороны; скоро Новый год, народ забудет все перипетии осени; тепло и свет в домах есть, вода вроде бы также. Отгуляли День Победы — а там проведи красиво День города — и успокоенный народ с легким сердцем отправится в отпуск. Ну а там и ЕДГ на носу и почётная отставка с приставкой «спасительница города».
Второй путь куда труднее и… куда более неблагодарный. Только закрутишь решение самых глубоких проблем (а без этого мы все пропадем, правда!) — как тут уже звоночек: на выход! Какой путь выберет Наталья Федоровна?
Лично я думаю, что она не будет сидеть и рассуждать: налево пойдешь — смерть свою найдешь, направо — принца на белом коне встретишь… Она просто будет пахать — как пахала все эти годы. А потом обернется назад — и сама удивится, сколько всего у неё получилось сделать.
Посмотрите: последние годы она курирует социальную сферу — самую трудную, самую хлопотливую и легко рвущуюся. Вы слышали о каких-либо скандалах в этой части нашей совместной жизни? Все три женщины: она, Алла Пашкунова и Елена Романовская тихо и спокойно и своевременно расшивают самые тугие узелки. Да, не все, да, не всё получается сразу, кое-что затягивается — тем не менее обратите внимание: к ней как должностному лицу мы не слышали никаких громких, выходящих за пределы кабинетов, претензий.
Не пиара ищет — работы. И делает её тихо, по-хозяйски — такой у неё стиль.
Пишу это не по-приятельски (в приятели никогда не набивалась), надеюсь, объективно. В этой ситуации — глубоко сочувствую. Очень надеюсь, что обещания, ей данные серьезными мужчинами при власти, будут выполнены, а не забыты на второй день после её победы в конкурсе.
Возможно, тогда город сможет получить дорожные карты на решение множества проблем, которые город просто душат. А их, планов, как мы видим, нет от слова совсем — заседание в совете министров в прошлую пятницу показало полную беспомощность и депутатского корпуса, и городской администрации. Товарищи решают в доме на Толстого, 15, свои дела, предоставляя нам самим решать все остальное.
После такого принародного позора депутатам городского совета, если говорить по совести, надо бы всем подать в отставку во главе с Виктором Агеевым. Нет. Он даже не рискнул хоть какое-то обещание вслух произнести…
Оставим здесь за скобками рассуждения, что за людей привела с собой Маленко, дав им карт-бланш: по делам узнаем их. Очень хочется, чтобы они ни её, ни нас не разочаровали.
Тем не менее в конце всё же скажем: Натальей Маленко власти республики заткнули дыру. Причем заткнули временно и на короткий срок. А где сорокалетние умные и умелые, готовые и способные стать городскими менеджерами? Только ли в доверии к ним проблема? Нет в Крыму — найдите, как нашли Евгения Кабанова в соседнем субъекте федерации (36 лет, согласован и, возможно, уже в этот понедельник заступит на должность вице-премьера), тем не менее ведь какая, по большому счету, разница? Лишь бы любил дело, за которое берется…
Да, и наконец. Я бы не списывала Игоря Лукашова в утиль: он очень любит заниматься зелеными насаждениями — посмотрите, почитайте его интервью и пресс-конференции, он непременно сворачивает любую тему на озеленение столицы. Ну и флаг ему в руки, Симферополь задыхается без оной и скажет огромное спасибо, если Игорю Михайловичу получится вернуть ему славу самого зеленого города страны. Разумеется, если ему окажут помощь…