На территории воздушной гавани жёсткий контроль. Но некоторым посетителям, чтобы попасть на взлётно-посадочную полосу, не необходимы ни документы, ни пропуска. «Крымская газета» встретилась с орнитологами аэропорта Симферополь и выяснила, как их служба следит за безопасностью полётов, сообщает издание «Крымская газета».
Чайка с флагом
Над взлётно-посадочной полосой чистое небо. Внедорожник трясёт. По грунтовой дороге мы объезжаем территорию в поисках птиц. Именно с объезда и проверки оборудования (а его в достатке) начинается рабочий день нашего собеседника – инженера орнитологической безопасности полётов Виталия Маслюкова.
– У нас здесь всё закономерно, – рассказывает он. – в частности, перелёты чаек. Утром – с запада на восток, вечером – с востока на запад. Если море штормит, чайки летят на кормёжку в город. Раньше на свалку летели (в микрорайон Каменка. – Ред.) или на водохранилище. Теперь свалку закрыли, во многом благодаря нам. Было и такое: один год летела чайка, на лапку которой намотался большой пакет. И она, словно с флагом, – утром в город, вечером на море.
Чайка – один из тех видов птиц, которые доставляют больше всего хлопот аэропорту в нашем регионе. Во-первых, это птица крупная. Во-вторых, неповоротливая.
– Это очень дурная и опасная для нас птица. Ворона, в частности, улетает сразу, но чайка медленно поднимается вверх. Если не уследишь, она может наделать немало бед, – поясняет Виталий Маслюков. – Только одна на полосу сядет, отвернёшься – их уже штук десять.
То есть работы орнитологам хоть отбавляй. Ведь их главная задача – следить, чтобы на полосе ни при каких условиях не было птиц.
Чистюля-нарушительница
Куропатка – ещё одна частая, но незваная гостья на взлётно-посадочной полосе. Лапки в грязи она держать не любит, по этой причине в дожд-ливую погоду выходит на полосу.
– Неприятная для нас птица. Причём даже когда её пугаешь, она перелетает с одного места на другое. Однажды даже веник в куропатку кидали, – улыбается наш собеседник. – На звуковой сигнал она не реагировала.
Нашествие чёрных туч
Летом над полосой зависает степная пустельга, или кобчик. Она ищет в траве мелких грызунов, с которыми, кстати, здесь борются при помощи ультразвуковых отпугивателей. А вот голубей почти нет, отмечает наш собеседник. Наблюдали их только в минувшем году, когда на полях рядом с аэропортом посеяли горох. И то птиц было немного.
Есть на памяти Виталия Маслюкова и настоящее птичье нашествие. Миграционный путь грачей проходил неподалёку от аэропорта. Сейчас он, к радости орнитологической службы, изменился, и вблизи воздушной гавани не наблюдается такого скопления этих птиц. Но борьба с грачами орнитологам запомнилась надолго.
– Такие себе чёрные тучи кружили минут по пятнадцать. Грачи ночевали в посадке неподалёку от аэродрома, а утром отправлялись кормиться на поля и летели над тоннелем (трасса Симферополь – Евпатория. – Ред.). Когда самолёт садится или взлетает, как раз на этом участке большая скорость и имеют возможность возникнуть критические моменты. Мы там стояли начеку, отпугивали грачей. А они то усядутся, то опять взлетают...
Глаз – алмаз
Борются с незваными на взлётно-посадочной полосе пернатыми сразу несколькими способами. После объезда орнитолог отправляется на пост и следит оттуда за полосой из бинокля. Внимательности у этих людей не занимать. Пока мы беседуем, Виталий Маслюков боковым зрением замечает едва различимую чёрную точку и протягивает нам бинокль. Это ворона. Но на этом расстоянии она кажется не больше чёрного кунжутного зёрнышка. Ворона – птица не глупая и быстро улетает восвояси.
Хищник в комплекте
Над взлётно-посадочной полосой пернатые точно не поют, но слышатся их голоса всё время – протяжные, тревожные. Это работают биоакустические системы «Бёрдгард» – устройства, проигрывающие записи с криками бедствия разных видов птиц. Установлены они с обеих сторон взлётно-посадочной полосы, точно так же как и «глаза хищника». Пернатые воспринимают изображение, нанесённое на устройство, как глаз крупной хищной птицы. Есть в арсенале орнитологов и переносная пропановая пушка. Звуковой выстрел из неё эффективен в отпугивании большого скопления птиц. Быстро разогнать пернатых может и пиротехническое устройство «Сигнал охотника», и лазерная указка, особо эффективная против грачей. Также орнитологи аэропорта используют в работе отпугиватель «Филин» – это иммитация хищника, устанавливаемая в зоне полёта птиц. По своей природе филин не уживается с другими представителями пернатых на одной территории, по этой причине, завидев его, птицы обычно меняют траекторию движения.
– Последние пять-шесть лет орнитологическая служба у нас активно развивается, становится всё серьёзнее, – говорит Виталий Маслюков. – В планах и живого хищника завезти.
Использование хищной птицы орнитологическими службами
аэропортов – это мировая практика. Известно, что у неё своя территория, посягнув на которую, пернатый нарушитель расплачивается жизнью. По этой причине на уровне инстинктов птицы избегают подобных мест.
В общем в орнитологической службе аэропорта пять человек. Работают они по сменам. Наблюдают за птицами днём. В ночное время за них работает оборудование.