Если деструктивное поведение демонстрирует ребёнок из так называемой неблагополучной семьи – дело одно. Ну что взять с мальца, отец которого то и дело сидит в тюрьме, а между ходками беспробудно пьёт и поколачивает мать? Тем не менее бывает и по-другому. Малыш растёт в любви и достатке. Любящие мама и папа не жалеют на него ни времени, ни сил, ни денег. Тем не менее ребёнок, который ещё днём ранее был милым и послушным, вмиг обрастает иголками. Хамит, пробует алкоголь, ведёт себя агрессивно, а быть может, и преступает закон.., сообщает издание «Крымская газета».
В таких случаях окружающим остаётся лишь растерянно пожимать плечами. А перед родителями появляются два закономерных вопроса: кто виноват и что, собственно, делать? Ответы при помощи экспертов выясняла «Крымская газета».
«Сын начал воровать»
Вера Соколова с мужем (имена и фамилии героев истории изменены) живут в Белогорском районе и воспитывают сына-подростка Егора. Семья самая что ни на есть обычная – работа, уроки, совместные прогулки по выходным. Егор, как большинство детей, рос подвижным и любознательным мальчиком. Но в первых классах школы всё поменялось.
– Он стал абсолютно неуправляемым, начал врать, – рассказывает Вера. – тем не менее самое печальное даже не это. Егор начал воровать!
Сначала мальчик опустошал карманы родителей. Потом принялся и за близлежащие магазины... Ни разговоры по душам, ни наказания не помогают. Отчаявшись, Вера даже обратилась за помощью к местному участковому. За очередную кражу тот на несколько часов посадил Егора в ИВС. И, стоит отметить, это возымело эффект – на какое-то время школьник прекратил брать чужое. Тем не менее очень скоро агрессия и непонимание вернулись...
Детский и семейный психолог, сертифицированный психолог-консультант в методе позитивной психотерапии Илья Корниенко считает подобные наказания не только непедагогичными, тем не менее и противоправными:
– В действиях родителей и участкового я вижу нарушение прав ребёнка. При этом я ни в коем случае не оцениваю поведение взрослых как хорошее или плохое, уверен, у них есть свои обстоятельства себя так вести, тем не менее то, что их поведение неправомерно, для меня это факт.
При этом государство предусмотрело несколько инструментов помощи родителям, которые не имеют возможность самостоятельно справиться с аморальным, противоправным или антисоциальным поведением детей и подростков. Участвует в этой работе и крымский Минобраз, и работники правоохранительных органов, и социальные службы, и общественники...
В результате, с 2016 года ГБУ РК «Центр социальной адаптации» реализует инновационный проект профилактической работы с проблемными подростками с говорящим названием «Перспектива». Программа была отобрана по результатам конкурса социальных проектов, проводимого Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
(г. Москва). Цель проекта – это профилактика девиантного поведения, преступности и правонарушений несовершеннолетних, оказание социальной поддержки семьям, воспитывающим несовершеннолетних, склонных к правонарушениям или вступивших в конфликт с законом.
Уполномоченный по правам ребёнка в РК Ирина Клюева уточняет, что в рамках проекта разработан и утверждён рабочий вариант программы компаний, направленных на оздоровление, обучение конструктивным навыкам и их практическое применение в широком социуме.
В результате, сотрудники Центра социальной адаптации проводят подростковые сборы, наполненные тренингами и викторинами, увлекательными поездками по памятным местам Крыма, конкурсами и квестами.
Отличительная черта социального проекта «Перспектива» – индивидуальный подход к каждому подростку и дальнейшее социальное сопровождение семьи в течение всего периода его реализации. Специалисты центра оказывают профессиональную консультационную помощь в сферах зависимого и созависимого поведения, возрастной психологии, коррекции поведения и воспитания детей, внутриличностных проблем.
Программа «Перспектива» рассчитана на подростков 10-16 лет. С каждым конкретным ребёнком работа проводится до 10 дней. Проект реализуется во время школьных каникул и включает три блока: общий, практический и оздоровительно-развлекательный.
Реализующий программу Центр социальной адаптации находится по адресу: Бахчисарайский район, село Почтовое, улица Шевченко, 23а. Телефоны для справок: (06554)
7-24-32, +7 (978) 13-17-222.
Первая помощь
Множество компаний для трудных подростков проводят и Центры социальных служб для семьи, детей и молодёжи, которые привлекают к этой работе благотворительные и общественные организации, предпринимателей и волонтёров. Кстати, именно в такие центры советует в первую очередь обращаться родителям Ирина Клюева.
– Я рекомендую всем, кто нуждается в психологической, социальной помощи, обращаться в центры социальных служб для семьи, детей и молодёжи по месту проживания, – подчёркивает Уполномоченный по правам ребёнка в РК. – Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе – одна из самых сложных и противоречивых. К сожалению, не каждый понимает, что совершаемые им противоправные деяния порой ведут к тяжёлым и трудно исправимым последствиям. Если родители не имеют возможность самостоятельно справиться с ребёнком, то им нужен специалист. А специалисты центров смогут оказать эту помощь, взять семью на социальное сопровождение – это входит в их функциональные обязанности. Вся информация о центрах есть в Интернете с адресами и телефонами.
Не остаются в стороне и работники правоохранительных органов, которые на постоянной основе проводят профилактические мероприятия для стабилизации подростковой преступности. Также, в прошлом году Министерством образования, науки и молодёжи РК при непосредственном участии МВД по Республике Крым на базе детского оздоровительного лагеря «Берег» (г. Алушта) была в первый раз проведена профильная смена «Патриот» для детей, состоящих на учёте в комиссиях по делам несовершеннолетних и в подразделениях по делам несовершеннолетних территориальных органов МВД по РК.
Детский и семейный психолог, сертифицированный психолог-консультант в методе позитивной психотерапии Илья Корниенко:
– Всё очень индивидуально. Дети имеют возможность преследовать достаточно широкое количество целей, проявляя деструктивное поведение. К примеру, это может быть привлечение внимания. Как правило, детям достаточно трудно заявить о себе конструктивным способом, сказать: «Мама, папа, я существую, уделите мне качественное время, побудьте со мной, разделите со мной мои чувства, поиграйте со мной, обратите на меня внимание, мне его так не хватает». И дети привлекают это внимание своими разнообразными деструктивными способами, между которых и грабительство. Механизм простой: я сделал что-то плохое – родители проявили какую-то реакцию на это, обычно, яркую и эмоциональную – я получил внимание, значит, меня замечают, значит, я живой.
Это может быть борьба за власть. Ребёнок может не чувствовать своё особое место в этой семье, свою уникальность и индивидуальность. У него может не быть сфер ответственности в семье, где он главный и значимый. Хотя он мог бы быть, к примеру, отличным организатором семейного досуга, где он выбирает время и место отдыха. Или ещё кем-то быть, это не так важно. И он может подчёркивать свою значимость воровством: «Я могу и сам себя обеспечить, я взрослый, я значимый».
Это может быть местью. К примеру, ребёнок застрял в обиде на родителей за какое-то событие, важное для него. Это событие совместно не было проговорено, не было разрешено семейно. Родители могли уже и позабыть об этом. А ребёнок будет искать способ отомстить.
Наиболее часто все эти механизмы, разумеется, же не осознаны детьми, они не специальны и не спланированы. Дети проявляют и реализуют свои «ошибочные цели» бессознательно. На мой взгляд, лучшее, что имеют возможность сделать родители в таких ситуациях, – это увидеть истинные цели и потребности своего чада. Ему же не эти шоколадки из магазинов необходимы, к примеру, и не эти деньги из родительских карманов, всё далеко не так линейно, это лишь внешний уровень. Что там внутри, я думаю, знает любой родитель, другой вопрос, готов ли он это признать, и как результат – помочь ребёнку удовлетворить его истинную цель.