В Крымстате подсчитали, что инфекционные и паразитарные болезни занимают пятое место между главных причин смерти в республике и 2,5% всех умерших скончались от них. Более трети этих смертей приходится именно на туберкулёз. В прошлом году в Крыму болезнь унесла 248 жизней. При этом инфекция косит крымчан трудоспособного возраста: более 80% умерших – мужчины 16-59 лет и женщины 16-54 лет, отметили в Крымстате, передаёт «Крымская газета».
Но на такие цифры полезно взглянуть в динамике, а она обнадёживающая. В результате, в Крыму в течение нескольких лет отмечается снижение заболеваемости и смертности от туберкулёза. Про это сообщила главный внештатный специалист фтизиатр Министерства здравоохранения РК Лилия Мамотенко. По её словам, заболеваемость снизилась на 27%, смертность – на 42%.
В Минздраве РК напомнили, что в республике существует трёхуровневая система оказания медицинской помощи больным. Первичная медико-санитарная помощь оказывается врачами общей практики и участковыми терапевтами. Второй уровень – в противотуберкулёзных поликлиниках, стационарах и туберкулёзных кабинетах. Третий уровень оказания медицинской помощи больным туберкулёзом проводится в ГБУЗ РК «Крымский республиканский клинический центр фтизиатрии и пульмонологии». Его директор Ирина Ткаченко сообщила:
– Сейчас проводятся мероприятия по объединению всей стационарной службы Республики Крым под началом нашего учреждения. В апреле мы присоединяем к себе Евпаторию. Останутся только Саки и Ялта, где есть противотуберкулёзные стационары вне подчинения нашего центра, который развёрнут на 796 коек. На 596 из них находятся больные с открытой формой туберкулёза. 200 коек (100 взрослых и 100 детских) – санаторные, они предназначены для пациентов на стадии долечивания.
Наша собеседница заметила, что всё лечение (и противотуберкулёзные препараты, и вспомогательная терапия) является бесплатным для пациента.
Главный внештатный детский специалист крымского Минздрава по специальности «фтизиатрия» Нина Яворская в свою очередь отметила необходимость диагностики заболевания на ранней стадии, что позволяет в разы снизить длительность лечения, кроме того, минимизировать риск распространения заболевания в окружении ребёнка.
– Основные профилактические мероприятия проводятся уже в промежуток времени новорождённости. Прежде всего это окружение новорождённого. То есть семья, готовясь к рождению ребёнка, должна пройти флюорографическое обследование – все ближайшие родственники и те, кто будет ухаживать за малышом. В роддоме на третий день младенцу делают прививку от туберкулёза. Причём сегодня мы используем для первичной вакцинации БЦЖ ослабленную вакцину, которая даёт в разы меньше осложнений в сравнении с обычной. В дальнейшем для раннего выявления не только заболевания, но и столкновения ребёнка с инфекцией проводятся внутрикожные диагностические пробы.
Главный детский фтизиатр Крыма подчеркнула, что малышам до 7 лет включительно делают старую добрую пробу Манту. Ребятам постарше – от 8 до 17 лет – делают диаскинтест. Данную пробу можно проводить и малышам, если по тем или иным причинам не планируется их ревакцинация в 7 лет.
– Проба Манту отражает и постинфекционные, и поствакцинальные аллергии. Диаскинтест отражает только постинфекционную, – подчеркнула наша собеседница. – Если у ребёнка положительная реакция на диаскинтест, родители должны в кратчайшие сроки посетить врача-фтизиатра, чтобы исключить заболевание и понять, попадает ли ребёнок в группу риска.
Кстати, многие полагают, что туберкулёз – это исключительно лёгочное заболевание. Но это не так! В своё время академик Михаил Перельман говорил: «Туберкулёз может поражать любой орган и систему, кроме волос и ногтей». В результате, болезнь зачастую поражает почки, суставы, лимфатические узлы и позвоночник. Но справедливости ради заметим, что подавляющая часть заболеваний и правда приходится на лёгочные формы. Дело в том, что палочка Коха – аэроб, и микобактерии нужно достаточное количество кислорода. Подтверждает это и информация Крымстата, который подсчитал, что в прошлом году количество умерших от туберкулёза органов дыхания составило 158 человек, или 64% умерших от всех форм этой болезни.