Результаты выборов в местные советы Турции свидетельствуют о серьёзном снижении влияния президента этой страны Реджепа Эрдогана и возглавляемой им политической силы, передаёт «Крымская газета».
Хорошая мина при слабой игре
Минувшее воскресенье ознаменовалось выборами не только на Украине – не менее жаркие баталии проходили на другом берегу Чёрного моря, в Турции. Раз в пять лет там проводятся выборы в органы самоуправления – избираются мэры городов, руководители муниципалитетов, сельские и районные старосты и парламентарии сельских советов. В данный раз выборы, среди которых могли поучаствовать 57,78 млн избирателей, выдались, как никогда, интригующими и напряжёнными.
Основная борьба развернулась между двумя крупными политическими блоками. Первый, провластный блок «Союз народа», образовали правящая Партия справедливости и развития (ПСР), которой руководит президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, и националистическая Партия национального движения. Этому объединению противостоял блок «Союз нации», который составили оппозиционеры из левоцентристской Народно-республиканской партии и националистической Хорошей партии.
Оба объединения уже поспешили отрапортовать о своей победе. Например, Тайип Эрдоган объявил, что кандидаты от его политсилы победили в большинстве местных советов. «Кандидаты от ПСР или блока, в состав которого она входит, выиграли выборы в 24 провинциях, 538 районах, 200 сельских поселениях. В общем в 778 муниципалитетах выиграли мы, включая 16 мэрий крупных городов», – цитирует президента Турции РИА «Новости». По сказанным им словам, около 56% местных органов власти в Турции возглавят представители ПСР.
При этом глава государства пообещал своим сторонникам, что партия власти сделает всё, чтобы устранить недочёты в своей работе. Накануне выборов Реджеп Эрдоган выступил с двумя резонансными заявлениями, явно рассчитанными на дополнительные баллы. Во-первых, турецкий лидер резко осудил решение президента США Дональда Трампа признать суверенитет Израиля над Голанскими высотами.
«Трамп, чью землю ты отдаёшь Израилю? Согласно резолюции ООН 1967 года, эта территория принадлежит Сирии. Как ты можешь отдавать Голанские высоты Израилю, пренебрегая резолюцией ООН? ЕС не согласен с этим, Организация исламского сотрудничества также. Россия, Китай не согласны, Совет Безопасности ООН тем более не согласен. Разве такое возможно? В каком мире мы живём?» – заявил он на встрече со сторонниками в городе Трабзоне.
А во-вторых, он предложил превратить собор Святой Софии в Стамбуле в мечеть. «Статус Святой Софии может быть изменён с музея на мечеть. И люди всех вероисповеданий смогут посещать её бесплатно», – предложил турецкий лидер. По сказанным им словам, это также станет своего рода ответом на инициативу Трампа по Голанским высотам. Как прогнозируют аналитики, возможное изменение статуса собора – перевод его из туристического объекта в религиозный – может спровоцировать серьёзное противостояние и внутри страны, и за её пределами.
Анкара оппозиционная
тем не менее данные заявления можно во многом назвать хорошей миной при не очень убедительной игре. Хотя бы по той причине, что свою победную речь Эрдоган произнёс в Анкаре, где мэром теперь будет представитель оппозиционной Народно-республиканской партии. И произошло это в первый раз за 25 лет – именно столько турецкую столицу возглавляли исключительно провластные градоначальники. Причём оппозиционер Мансур Яваш, который набрал 51% голосов (против 47% у его оппонента из правящей партии) победил, что называется, по делам своим. До этого он возглавлял администрацию города Бейпазары провинции Анкара и сумел сделать его популярным туристическим центром.
Также, оппозиция вновь взяла третий по величине турецкий город Измир. И здесь победа оппонентов Эрдогана была ещё более убедительной: 58% против 38,62%.
Сохраняется интрига и на выборах в Стамбуле: на момент сдачи номера в печать не было официальной информации о том, кто же занял кресло мэра этого крупнейшего города. И даже если это будет провластный кандидат, то ему (да и правящей партии в целом) не избежать жёсткой критики в использовании административного ресурса, так как разница в голосах между кандидатами составляет буквально десятые процента.
А всё вместе это означает, что авторитет Реджепа Эрдогана со времени подавления военного переворота серьёзно пострадал.