Когда идёт речь об освобождении Крыма и победе в Великой Отечественной войне, наиболее часто звучат имена из категории так называемых маршалов Победы. Это советские полководцы, которые не только получили звание маршала, однако и были награждены орденом Победы, передаёт «Крымская газета».
Между них, разумеется, Александр Василевский – человек, который освобождал Крым, планировал Крымскую наступательную операцию. А вот имя маршала Фёдора Толбухина называется реже, хотя именно благодаря его во многих случаях неординарным решениям полуостров был освобождён от немецких и румынских захватчиков быстрее, чем немцам удалось взять его в 1941-1942 годах.
Первая неудачная попытка
Удивительно, однако, будучи одним из лучших и награждённым высшим военным орденом Победы, Фёдор Толбухин за время войны, проведя множество операций, взяв и освободив несколько европейских столиц, звание Героя Советского Союза получил только в 1965 году и то посмертно. При том, что был таковым два раза. Правда, не СССР, а Югославии и Болгарии.
Толбухин интересен не только как полководец, однако и как человек непростой, удивительной судьбы. С войной познакомился в 1914 году. Тогда прошёл путь от нижнего чина до капитана, командира батальона. В 1916 году участвовал в знаменитом Брусиловском прорыве.
В августе 1918 года вступил в Красную армию. Когда в 1937 году Фёдор Толбухин принял под командование дивизию, в нём открылся талант, который сделал его имя в годы уже очень скоро начавшейся Великой Отечественной войны. В аттестации записано: «...Любит и знает штабную работу. Обладает достаточными навыками в организации и методике оперативно-тактической подготовки».
В июле 1938 года Фёдора Ивановича назначают начальником штаба Закавказского военного округа, где накануне и с началом войны он проделал большую организаторскую работу по отмобилизованию, формированию соединений и частей, их отправке на фронт.
А очень скоро было и первое знакомство с Крымом, правда, в сложное время его истории. Он прибывает на полуостров, под Керчь, весной 1942 года, в то время когда войска Красной армии начинают терпеть неудачи. Попытки Толбухина придать хоть какую-то плановость и организованность работе командования во время существования Крымского фронта привели к обострению отношений со своенравным Львом Мехлисом. В результате его очень скоро отстранили от должности. Как и следовало ожидать, ряд ошибок оперативного характера привели в мае 1942 года войска Крымского фронта к страшной катастрофе.
Фёдор Иванович тяжело переживал данную трагедию. Утешением было лишь то, что он избежал личного позора крымского поражения. Вся его последующая деятельность показала, что отстранение от должности было не-оправданным и несправедливым.
От Южного до Украинского
Летом 1942 года Толбухин назначен командующим 57-й армией, оборонявшей подступы к Сталинграду. Во главе этой армии ему удалось успешно выполнить поставленные задачи. С началом общего контрнаступления под Сталинградом армия успешно справилась с окружением и уничтожением группировки противника.
В марте 1943 года Фёдор Толбухин назначается командующим Южным фронтом. С этого времени и до конца войны командует 4-м и 3-м Украинскими фронтами. Его войска освобождали Донбасс, южные районы Украины, Крым, Молдавию, Румынию, Болгарию, Югославию, Венгрию и Австрию.
Командование войсками Южного фронта Фёдор Иванович начал с подготовки и проведения в июле 1943 года Миусской наступательной операции. Цель была достигнута. Удалось ослабить напор противника на Курском направлении. Однако сам Толбухин был недоволен результатом и потребовал от подчинённых сделать необходимые выводы, особенно с точки зрения повышения эффективности разведки и надёжности огневого поражения противника.
Многое из этого было учтено при подготовке Донбасской наступательной операции. После напряжённых боёв 23 октября войска фронта овладели Мелитополем.
К этому времени Южный фронт переименовывается в 4-й Украинский и решением Ставки переключается на Крымское направление.
Безупречный расчёт
Освобождение Крыма, начавшееся 8 апреля 1944 года, стало одной из выдающихся операций, проведённых под руководством Толбухина. Учитывая ограниченное время, она была тщательно подготовлена и почти без-упречно проведена.
Академическим стало, казалось бы, неожиданное решение Толбухина нанести главный удар в полосе 51-й армии с плацдармов за Сивашом. Эта армия снабжалась только по двум переправам, которые находились под воздействием авиации и артиллерии противника.
Между тем это было, безусловно, правильное и смелое решение. Во-первых, противник, на что и рассчитывал командующий фронтом, не ожидал здесь главного удара. Во-вторых, удар отсюда выводил советские войска в тыл укреплений врага на Перекопском перешейке и позволял быстро вырваться на просторы Крыма. Именно в полосе 51-й армии командующий фронтом решил ввести 19-й танковый корпус, учитывая большие трудности его переправы через Сиваш. Корпусу предстояло развить успех в направлении Джанкоя, Симферополя и далее на Севастополь.
Решение приносит успех. Используя благоприятный момент, Толбухин вводит в сражение корпус второго эшелона и овладевает Джанкоем. Одновременно на Керченском полуострове началась наступательная операция Отдельной Приморской армии генерала Андрея Ерёменко. Под угрозой окружения немецко-фашистские войска начали отход, а наши войска – их стремительное преследование.
Для срыва организованного отхода противника и овладения с ходу Симферополем и далее Севастополем Толбухин создаёт мощную подвижную группу в составе 19-го танкового корпуса и стрелковой дивизии, посаженной на автотранспорт. Крымская группировка противника была разгромлена, а Крым целиком освобождён.
Почти как Кутузов
Столь же эффектно была проведена Толбухиным Ясско-Кишинёвская наступательная операция, где он командовал войсками 3-го Украинского фронта.
На заключительном этапе войны для Фёдора Ивановича наиболее трудной была Будапештская операция, однако и там он добился блестящего результата. Потери оказались минимальными, старинный город был сохранён.
Генерал заслуженно вошёл в число маршалов Победы, однако вот такой, как большинство из них, популярности так и не получил. В политику не вмешивался. Службу любил. Подчинённых берёг.
Наверное, сказались его неуживчивый характер и независимый нрав. Александр Василевский отмечал: «В годы войны особенно ярко проявились такие качества Толбухина, как безупречное выполнение служебного долга, личное мужество, полководческий талант, душевное отношение к подчинённым».
По воспоминаниям тех, кто служил с ним, своими человеческими качествами, особенно по степенности, солидности, необычайной скромности и доброте, близости к солдатским массам, он напоминал великого русского полководца Михаила Кутузова.
Маршал Фёдор Толбухин всю жизнь самоотверженно служил своему народу и навсегда останется в его памяти выдающимся полководцем. И очень хочется верить, что в Симферополе, столице Крыма, освобождённой им, наши современники всё-таки установят памятник этому выдающемуся военачальнику. Такие, как он, не имеют возможность быть в тени. Они наша гордость, наша слава!