Последние новости

Реклама

О чём рассказала Алиса Фрейндлих «Крымской газете» более 40 лет назад

В связи с приближающимся юбилеем «Крымской газеты» мы публикуем интервью, а также другие материалы об известных людях из архива Татьяны Николаевны Барской, проработавшей в «Газете» 50 лет. Сегодняшняя история об Алисе Фрейндлих была написана более 40 лет назад, пишет издание «Крымская газета».

У нас в гостях на ре­дакционной «среде» по­бывала народная артистка РСФСР, лауреат Государ­ственной премии РСФСР имени К. С. Станиславско­го, актриса Ленинградско­го театра имени Ленсовета Алиса Фрейндлих. По просьбе читателей расска­зываем о её творческом пути.

С яркой обложки журнала лицо её не покоряло ослепительной красотой и незаурядностью. Привлекал прежде всего взгляд умных, добрых и чуть тронутых грустью глаз. Мне казалось тогда, что так имеют возможность смотреть люди, для которых естественность в себе и в иных дороже всего. В этом не трудно убедиться, вспомнив героинь Алисы Фрейндлих, которых приблизил к нам телеэкран: нежную и сильную Таню из пьесы А. Арбузова, очаровательную Гелену из «Варшавской мелодии», неугомонную шекспировскую Катарину из «Укрощения строптивой», справеливого судью Ковалёву («Ковалёва из провинции»).

Главное, наверное, что мы, зрители, ищем в искусстве, – встречи с индивидуальностью. Кроме ролей в кино и театре, существует и непрерывно лепится ещё один, главный образ – личность самой актрисы. А это понятие содержит в себе собственную биографию и судьбы сыгранных на сцене героинь. Рассказывая о своей «голубой» дороге в искусство (с самого раннего детства в семье актёров для Алисы всё было предрешено, и после окончания школы она не мыслила себя вне театрального института, а закончив его, – без сцены), А. Фрейндлих вдруг как-то неожиданно призналась, что актёр должен иметь потрясения в жизни. И чем больше их, как это ни жестоко, тем глубже, искреннее, правдивее его герой на сцене. Может быть, по этой причине роль Маши и сам спектакль «Рождены в Ленинграде», поставленный по произведениям О. Бергольц, стали для актрисы самыми дорогими.

– Я играла в нём всё то, что мне, моим сверстникам, пришлось пережить в дни ленинградской блокады. Столько лет прошло с тех пор, а мир помнит об этой трагедии, а мы, воскресшие из мёртвых, не перестаём удивляться чуду: как выжили? Преклоняемся перед мужеством нашего народа.

Не здесь ли следует искать истоки того обаяния, доброжелательности, любви к челове­ку, которыми обладает Алиса и в жизни, и на сцене?

Главное для Фрейндлих – в каждой новой роли найти дви­жение характера. Это порой бывает трудно. Однако приходит время, и появляются спектакли, приносящие настоящее творче­ское удовлетворение. Так было с постановкой композиции «Лю­ди и страсти», объединяющей произведения разных немецких драматургов и поэтов от Гёте до Брехта. Спектакль-концерт сложен не только в постано­вочном отношении, однако и тем, что на сцене оживают в обра­зах философские концепции взаимоотношения личности и власти, любви и ненависти, жиз­ни и смерти. Здесь Фрейндлих играет несколько ролей, требу­ющих буквально моментального перевоплощения. В первом действии она в роли Уриэль Акосты по одноимённой пьесе К. Гуцкова и королевы Елизаветы в «Марии Стюарт» Ф. Шиллера. Показав жестокость Елизаветы, через пятнадцать минут во втором действии в эпизодах пьесы Л. Фейхтвангера «Вдова Капет» актриса передаёт трагедию обречённой на смерть Марии-Антуанетты, тридцатисемилетней вдовы короля Франции Людовика XVIII, которая приговорена к смертной казни на гильотине. Актриса создаёт образ женщины, жизнь которой исчисляется минутами, однако она не может осознать этого. Она привыкла быть обожаемой, молодой, жить чувством, капризом. И вот настаёт момент, когда королева никому не необходима, все её покидают и поздно на что-то надеяться. Всего несколько штрихов необходимо А. Фрейндлих, чтобы завершить образ: Мария-Антуанетта раскрывает шкатулку, спокойно румянит щёки и красит губы. И всё это перед тем, как сесть в повозку палача...

А. Фрейндлих не ставит пе­ред собой задачу показать всю трагедию Марии-Антуанетты. Она рисует финальный момент её судьбы, чтобы соотнести его с высшим смыслом человече­ской жизни, как она сегодня его понимает.

Много интересных, разнопла­новых ролей сыграно этой та­лантливой актрисой, однако одним из любимых её образов остаёт­ся Гелена в «Варшавской ме­лодии» Л. Зорина в постановке И. Владимирова.

Мастер тонкого психологиче­ского рисунка, А. Фрейндлих точно передаёт разнообразней­шие оттенки состояния своей героини, с большим тактом по­казывая душевную драму Ге­лены. Не непреднамеренно автор пьесы Л. Зорин, просмотрев массу спектаклей «Варшавской мело­дии» на сценах разных теат­ров, считает Алису Фрейндлих лучшей исполнительницей этой роли.

Что же для самой Алисы заключено в понятии актёрского счастья? Прежде всего – разнообразная работа и единение со зрительным залом, когда он полон, когда слышишь его дыхание и замираешь от грома аплодисментов. Значит, зрители думают, ощущают, сопереживают вместе с тобой.

И ещё, мне кажется, актёрское и личное счастье Алисы Фрейндлих в том, что она почти не знает разных театров, разных коллективов и разных режиссёрских почерков. Вот уже пятнадцать лет рука об руку идёт она по жизни с талантливейшим режиссёром и актёром Игорем Петровичем Владимировым, все эти годы возглавляющим театр имени Ленсовета. Судьба театра – это их судьба, их беды и радости.

Сейчас, как и все творческие коллективы страны, театр работает над репертуаром юбилейного года. Большим событием в связи с этим была недавняя поездка коллектива во Францию, где на фестивале «Театр наций» собралось 16 творческих коллективов из четырнадцати стран мира. Советское искусство представлял коллектив Ленинградского театра имени совета, давший на большом сцене «Театра д’Орсэ» шесть представлений «Интервью в Буэнос-Айресе» Г. Боровика. Пьеса сложная, глубокая, требующая огромного актёрского мастерства и напряжения, чтобы показать изнутри психологию сегодняшнего фашизма, раскрыть трагедию честного и талантливого человека, который, кроме своей воли, оказался одним из тех, кто оказал помощь приходу фашизма к власти в Чили. Спектакль этот стал знаменателен тем, что после многих перерывов на сцену вышел как актёр Игорь Владимиров. Он сыграл журналиста Карлоса Бланко совсем по-новому, показав судьбу писателя, захотевшего поставить себя над партией, над политикой и заплатившего за это многими жизнями. А. Фрейндлих в роли Марты – женщины, преданной делу Альенде, стала вместе с И. Владимировым душой поставленного им спектакля. Её песни «от театра» являются своеобразным трагическим, философским, героическим комментарием пьесы...

Впереди – новые роли, огромное желание играть Чехова, Шекспира, Шоу. От приглашений сниматься в кино приходится нередко отказываться. Театр, которому А. Фрейндлих предана беспредельно, поглощает её целиком. И всё-таки в кратковременных «антрактах» между гастролями кинематографистам в течение двух последних лет удалось снять её в фильмах «Исполняющий обязанности», «Мелодии Верийского квартала», в главной роли картины «Анна и Командор». В дни X Московского кинофестиваля прошёл просмотр нового фильма Э. Рязанова «Служебный роман», в котором Алиса Фрейндлих играет одну из основных ролей.

Находясь в Ялте, актриса отдыхала, набиралась сил, читала, была потрясена астафьевской «Царь-рыбой». Много времени отдавала дочке Варе, с которой за девять лет её существования в первый раз отдыхала вместе. Так уж устроена жизнь: когда Варя в школе – мама дома, когда Варя дома – мама в театре и в выходные дни также. Когда у Вари каникулы – у мамы гастроли по стране. А вот в нынешнем году повезло: отпуск совпал с каникулами.

До новых встреч, Алиса Бруновна, на сцене и экране!

Татьяна БАРСКАЯ.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля