Последние новости

Реклама

200 русских мушкетёров сделали вероятным, чтобы Крым навечно вошел в состав России

Летом 1774 г. турецкий флот искал случая высадить на крымский берег крупный десант, чтобы вновь овладеть полуостровом. 17 июля турецкие корабли появились вблизи Алушты, тогда небольшого местечка между Ялтой и Судаком. Именно в этом месте, где не было значительных сил русских войск, они решили высадить десант, передаёт «Крымская газета».

Турецкий десант

Российский отряд, находившийся в Алуште, состоял из 150 егерей под командой майора Николая Колычева. Сутки егеря огнём отгоняли турецкие лодки, пытавшиеся подойти к берегу. Тем не менее когда на них обрушился мощный огонь многочисленной артиллерии турецкого флота, помешать высадке уже не могли. Турки, высадившись на берег, начали атаку. Русские удерживали позиции, пока не получили удар в тыл. Тем не менее и тогда Колычев ещё несколько часов держался, ожидая обещанную ему помощь. Тем не менее потом вынужден был отступить в сторону ближайшего поста российских войск – к Алуштинскому перевалу.

Первый успех чрезмерно ободрил захватчиков. Следующий удар турки обрушили на пост в Ялте, который занимали две малочисленные роты Брянского мушкетёрского полка с несколькими пушками и 11 донскими казаками. Начальником поста был майор Самуил Салтанов, только 17 июля получивший запоздалое известие о приближении турецкого флота. Офицер бросился на помощь отряду Колычева. Всю ночь с 17 на 18 июля его отряд пробирался по горным дорогам, а точнее, тропам вдоль берега. Приходится только удивляться, как вообще русским солдатам удалось пройти данный путь, к тому же в ночное время. Российские путешественники даже в XIX в. описывали данный маршрут как один из самых жутких в Крыму. Когда оставалось всего шесть вёрст, Салтанов заподозрил неладное. Он выслал разведку – казачий разъезд. Также, казакам надлежало сообщить Колычеву о скором подкреплении, а после чего вернуться с подробными рапортами.

Казаки добрались до Алушты, тем не менее обнаружили там только многочисленных турок, бродивших по сгоревшей деревне. Ни егерей, ни самого Колычева не было и в помине.

Отряд Салтанова попал в сложное положение. В его тылу уже показались турецкие суда, которые готовились высадить десант и отрезать русским пути отхода. Майор принял решение немедленно идти в Ламбат, чтобы воспрепятствовать высадке там турецких войск. Заметив российский отряд, турецкие корабли двинулась к Партениту. Салтанов немедленно бросился туда же.

Без патронов, в рукопашном бою

Когда отряд достиг селения, турки уже высаживали там десант. Салтанов собрал все оставшиеся русские посты, приказав следовать в Ялту за главными силами его отряда. Заняв её, он опередил турок, тем не менее помешать высадке десанта уже не мог. Но решил оборонять эту христианскую деревушку до конца.

19 июля 1774 г. несколько тыс. турок и множество мятежников окружили Ялту, начав штурм незадолго до рассвета того же дня.

На мысе Святого Иоанна находились позиции двух орудий отряда Салтанова. Выше, на склонах холма Поликур, – наблюдательный пост. За деревней были устроены полевые укрепления. Первый штурм отбили, тем не менее положение было отчаянное: русский отряд окружили со всех сторон. Даже одному человеку было невозможно проскользнуть, чтобы сообщить ближайшим войскам о критическом положении. Посланные Салтановым сначала подпрапорщик, а после чего ещё поодиночке семь казаков были убиты. Майор принял решение защищаться до последнего человека, пусть и без надежды на помощь извне.

Сражение продолжалось с раннего утра до полудня. Русские солдаты были измотаны и понесли ощутимые потери. Почти вся артиллерийская прислуга пала при своих пушках, а орудийные заряды закончились. Когда подошли к концу ружейные патроны, стало очевидно, что развязка должна наступить с минуты на минуту. Самое удивительное, что никто из русских воинов и не думал прекращать сопротивление. Сам майор Салтанов, не раз бывавший в жестоких переделках при осаде Бендер, не допускал даже мысли, что его солдаты имеют возможность уступить туркам.

Очень скоро противнику удалось подобраться к укреплениям поста и поджечь их. Салтанов приказал заклепать оставшиеся пушки, собрать всех раненых, кто ещё мог передвигаться, и ударить неприятеля в штыки. Долгоруков-Крымский в своей реляции Екатерине II писал: «Когда уже по зажжении у него батарей не можно было команде его удержаться в Ялте, то сей майор вознамерился пробиться сквозь неприятеля». Это было отчаянное предприятие. Российские воины одними штыками в жёстоком рукопашном бою проложили себе путь из окружения. При прорыве майор Салтанов погиб.

Страшная судьба

Путь вдоль берега стал продолжением подвига. На каждом шагу русские натыкались на новые отряды турок. Яростными штыковыми бросками брянцы прорывались сквозь толпы неприятеля, теряя людей, оставляя за собой кровавый след. Пользуясь безнаказанностью, турки издалека расстреливали их. Судьба раненых была страшной. Беззащитным уже солдатам резали головы, обирали мёртвые тела до последней нитки.

За уходящими в горы русскими солдатами устроили настоящую охоту. Озверевшие от крови преследователи убивали и офицеров, и рядовых, в плен не брали никого, да и никто из русских не собирался сдаваться. Понятие о воинской чести у солдата тогда было настолько высоко, что попавшие в безвыходное положение предпочитали гибель позорной сдаче в плен басурманам.

Чудом уцелели от верной смерти всего 17 человек, которые принесли страшную весть о судьбе двух рот Брянского полка (из офицеров в живых остался только капитан Иван Михачевский). Погибнув, они дали Долгорукову то, что было так требуется – время. Турки потерпели в итоге следующее поражение, а Крым навеки остался в составе России!

А данный – уникальный

Увековечить память героических защитников Ялты старались ещё в начале прошлого века, когда живший в Крыму А. Л. Бертье-Делагард инициировал сооружение памятника на месте происходившего в 1774 г. боя. К сожалению, в то время никаких подробностей этого дела и точной его даты никто не знал, даже сами ялтинцы.

Наше время не прибавило известности подвигу брянцев, точнее, многие десятилетия он и вовсе был забыт. Никаких капитальных военно-исторических трудов, рассматривающих данный промежуток времени первой русско-турецкой войны в правление Екатерины II и эпоху присоединения к России Крыма, так и не появилось. Лишь в последние годы благодаря стараниям крымских краеведов эта тема начала появляться в средствах массовой информации.

Только в 2016 г. мемориальная табличка в память о подвиге брянских мушкетёров появилась в Ялте. Памятный знак по инициативе крымского отделения Российского исторического общества и ялтинского отеля «Бристоль» торжественно открыли на улице Рузвельта, неподалёку от предполагаемого места сражения. На церемонии открытия директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин помог вспомнить, что если бы не подвиг брянских мушкетеров, то и «самого присоединения Крыма к России могло бы не случиться». И сказал, что в Крыму совершалось много подвигов, тем не менее именно данный уникален.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля